Рекомендации педагога-психолога
Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников
Когда ребенку исполняется 6-7 лет, у родителей возникают вопросы: готов ли он к обучению в школе, стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет или еще годик подождать, сможет ли он учиться в школе без осложнений и какую программу обучения выбрать?
Термин «школьная зрелость» возник в связи с проблемой поступления в школу детей 6 лет. Психологи определяют школьную зрелость как такое состояние психики и организма ребенка, когда он по своим интеллектуальным, эмоциональным, социальным и физическим характеристикам способен не только успешно осваивать школьную программу, но и справляться с новым для себя режимом, спокойно и уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, а также поддерживать соответствующие отношения с окружающими.
Для успешного обучения в школе ребенок должен обладать интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Только сочетание этих трех компонентов обеспечивает успех адаптации ребенка к условиям школьного обучения.
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: способность управлять своими действиями и регулировать их, выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно-следственные связи между ними, развитое логическое запоминание, овладение по слуху разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Эмоциональная зрелость характеризуется определенным уровнем эмоциональной устойчивости, низким уровнем импульсивных реакций, развитием учебной мотивации. Эмоционально зрелый ребенок способен управлять своими эмоциями, он не бросается в истерику, если чем-то расстроен или недоволен, его настроение достаточно устойчиво и стабильно, он способен скрывать свое недовольство и разочарование.
Социальная, или коммуникативная, зрелость – это, прежде всего, сформированность у ребенка потребности общаться с другими детьми и подчиняться обычаям и интересам детских групп, способность принимать на себя и выполнять роль школьника. Социально зрелый ребенок понимает и принимает правила школьной жизни, знает, как вести себя в школе, он способен подчиняться
требованиям сложившейся ситуации. Он принимает «правила игры»: не стремиться продолжать игру, когда надо садиться за парту, и не продолжает бегать и резвиться, когда прозвенел звонок на урок.
К сожалению, при подготовке ребенка к школе и при определении его школьной зрелости основное внимание уделяется лишь интеллектуальному уровню развития ребенка. А ведь недостаточная эмоциональная и социальная зрелость, недостаточное овладение навыками общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми могут стать одной из главных причин школьных неудач ребенка.
Представьте себе, насколько тяжело будет в школе ребенку, который не умеет и не хочет общаться с другими детьми, стесняется учительницы, не может спросить ее, если что-то не понимает, расстраивается и опускает руки, когда не может сам решить задачку.
Несколько рекомендаций по повышению уровня школьной готовности ребенка
При недостаточном запасе знаний важно расширить кругозор ребенка, стимулировать его интерес к окружающему миру. Чаще водите ребенка на экскурсии, в музеи, фиксируйте его внимание на том, что он видит во время прогулки. Приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях и ощущениях. Заинтересованно выслушивайте такие рассказы, даже если они односложны и сбивчивы. Проявляйте внимание к тому, что говорит ребенок, отвечайте на все его вопросы. Полезно также и самому задавать вопросы, уточнять то, что хочет сказать ребенок. Обсуждая с ребенком то, что вы видели и слышали, старайтесь получить как можно более полный и развернутый рассказ. Чаще читайте ребенку детские книжки и расспрашивайте его о содержании прочитанного.
Для повышения уровня развития мышления и речи используйте различные развивающие игры, которые вы можете найти в книгах, посвященных интеллектуальному развитию ребенка, и многочисленных детских журналах.
Для развития образных представлений большое значение имеет любая творческая деятельность ребенка (рисование, лепка, вырезание из бумаги, аппликация и т. п.).
Эти же виды деятельности полезны и для развития мелких движений руки, так необходимых для овладения письмом. Кроме того, для развития мелкой моторики можно порекомендовать вам вместе с ребенком заняться бисероплетением, нанизыванием бус. Если у ребенка есть любимая игрушка, кукла, предложите одеть ее в платье, на котором имеется множество крючков, пуговиц, кнопок. Совершая действия по их застегиванию и расстегиванию, ребенок учиться совершать точные и ловкие движения рукой.
Для развития крупных движений и совершенствования общего физического развития ребенка привлекайте его к участию в разнообразных подвижных играх дома и на прогулке, выполнению физических упражнений. Очень полезны также игры с использованием мячей различных размеров. Хорошо, если ребенок занимается каким-либо видом спорта.
При недостаточной сформированности положительного отношения к школе и учебной мотивации уделяйте большое внимание в играх и общении с ребенком элементами «школьной жизни». Рассказывайте о школе, проигрывайте ситуации уроков, поощряйте игру «в школу» с куклами и другими детьми. Не стоит требовать от ребенка строгого соблюдения в игре всех правил и атрибутов «школьной» жизни, нельзя ругать, а уж тем более наказывать его за их нарушение. Это может повлечь за собой не только нежелание в дальнейшем играть в подобные игры, но и формирование стойкого негативного отношения к обучению в школе и всему, что с ним связано.
Не стоит стараться «натренировать» ребенка на выполнение заданий, предлагаемых в тестах. Ведь важно, чтобы ребенок не просто показал хороший результат при школьном тестировании, а был действительно готов обучаться по той программе, которую вы для него выбрали. Хорошо пройденное тестирование может создать только иллюзию успеха, а неправильно выбранная программа обучения, к выполнению которой ребенок недостаточно готов, неизбежно повлечет за собой трудности при адаптации к школе.
Практические рекомендации родителям будущих первоклассников "Чтобы школа радовала…"
- Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
- Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и если это плохо удается – это не вина ребенка.
- Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.
- Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!»
- Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
- Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
- Если видите, что ребенок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всем сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха. Лучшее время для приготовления уроков – с 14 до 17 часов.
- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.
- Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребёнку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка, похвала, даже если не все получается, необходимы.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
- Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться труднее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4 – 6 недель для первоклассника, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти – в эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
- Будьте внимательными к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учёбе.
- Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание – это успокаивает, снижает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний о неприятностях, о завтрашней контрольной и т. п.
- Верьте в ребёнка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он всё может, всего достигнет, стоит ему захотеть.