УМО учителей химии, биологии, географии, ОБЖ
План работы учебно-методического объединения учителей химии, биологии, географии на 2023/2024 учебный год
Методическая тема: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам воспитания и развития личности учащегося средствами учебных предметов химия, биология, география.
Цель: совершенствование образовательного процесса, повышение профессионального мастерства педагогов учреждения образования, освоение рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся с учётом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики.
Задачи:
- Продолжить работу по формированию профессиональной компетентности учителей как важнейшего условия совершенствования образовательного процесса по химии, биологии, географии.
- Обеспечивать безопасные условия при организации образовательного процесса.
- Создавать условия для обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.
- Создавать оптимальные условия для развития творческого потенциала личности учащегося на уроках химии, биологии, географии и во внеурочной деятельности.
- Использовать в образовательном процессе дидактические материалы по учебным предметам практико-ориентированного характера для формирования метапредметных умений и навыков учащихся, реализации межпредметных связей, воспитательного и развивающего потенциала содержания учебных занятий;
- Освоить педагогами способы организации обучения с широким использованием современных средств коммуникации, визуализации, онлайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов.
- Использовать резервы самостоятельной работы учащихся при проблемном, исследовательском и проектном обучении; создавать условия для самореализации и самоопределения личности учащегося.
- Стимулировать мотивацию педагогов к профессиональному самообразованию, повышению квалификации, участию в конкурсах педагогического мастерства.
- Обеспечить методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации.
Направления работы УМО:
- Повышение профессионального мастерства учителей:
– повысить профессиональную компетентность педагогов по химии, биологии, географии;
– изучить инновационные подходы в обучении предметов;
– посещать тематические семинары на базе учреждений образования города и района;
– участвовать в работе педагогических советов, научно-практических конференций, районных семинаров учителей химии, биологии, географии;
– участвовать в профессиональных конкурсах и фестивалях;
– использовать опыт передовых учителей, изучать Интернет ресурсы;
– обобщить и распространить опыт работы учителей УМО;
– продолжать повышение квалификации, обучаясь в различных очных и дистанционных курсах по повышению квалификации учителей.
- Методическая деятельность:
– утверждение тем по самообразованию;
– работа по темам самообразования;
– работа по организации исследовательской деятельности учащихся;
– проведение открытых уроков, круглых столов и семинаров по вопросам методики преподавания предметов;
– составление плана подготовки учащихся к олимпиаде по химии, биологии, географии;
– изучение документов по окончании учебного года и проведению экзаменационной компании;
– накопление дидактического материала;
– оформление стендов с информационно-методическими материалами в учебных кабинетах.
- 3. Повышение успеваемости и качества знаний по предметам:
– добиваться усвоения знаний и навыков по предмету в соответствии с требованиями программ и государственных стандартов образования;
– применять современные, инновационные методы обучения;
– вести целенаправленную работу по ликвидации пробелов знаний учащихся;
– обращать особое внимание на мотивацию деятельности ученика на уроке;
– создать комфортные условия работы для всех учащихся на уроках;
– дополнительные занятия использовать для расширенного изучения отдельных вопросов школьных программ по химии, биологии, географии;
– практиковать разноуровневые контрольные работы, тесты с учетом уровня подготовленности учащихся;
– вести качественную работу по подготовке учащихся к ЦТ, ЦЭ.
- Организация контроля ЗУН обучающихся:
– взаимопосещение уроков;
– проведение контрольных работ;
– работа по подготовке к экзаменам за курс базовой и средней школы. Подготовка к ЦТ, ЦЭ.
– проведение и анализ итоговых контрольных работ по предметам УМО.
- Работа с высокомотивированными учащимися:
– выявление высокомотивированных детей по результатам творческих заданий по предметам, олимпиадам;
– организация индивидуальных занятий с высокомотивированными детьми, привлечение их к участию в научно-практических конференциях, подготовке и презентации исследовательских работ;
– обучение учащихся работе с научной литературой, со справочниками по предмету, использованию Интернета для получения дополнительного материала;
– подготовка и участие в конкурсах, квестах, очных и заочных олимпиадах по химии, биологии, географии;
– способствовать творческому росту ученика, создавая комфортные условия для развития его личности.
- Внеклассная работа:
– подготовка и проведение предметной недели (по отдельному плану);
– подготовка к олимпиадам по химии, биологии, географии;
– участие в I и II этапах республиканской олимпиады.
Тематика заседаний учебно-методического объединения
№ п/п |
Тема |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
Заседание №1 1. Анализ итогов работы учебно-методического объединения в 2022/2023 учебном году. 2.Актуальные вопросы организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования по химии, биологии и географии в 2023/2024 учебном году: нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году; особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Химия», «Биология», «География»; актуальные аспекты обучения и воспитания при реализации образовательных программ общего среднего образования; учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования; методическое обеспечение образовательного процесса по предметам «Химия», «Биология», «География»; 3.Содержание “Метадычных рэкамендацый па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі” (ад 21.08.2023 г) 4.Самообразование педагогов – необходимое условие профессиональной деятельности. 5.Об аттестации педагогических работников в 2023/2024 учебном году. 6.Об организации методической помощи молодым учителям. 7.Об организации работы с высокомотивированными учащимися (подготовка к районной НПК, к 1,2 этапам республиканской олимпиады по учебным предметам «Химия», «Биология», «География». 8.Обсуждение проекта плана работы учебно-методического объединения учителей химии, биологии, географии на 2023/2024 учебный год. 9. О принятии формы протокола заседания УМО на 2023/2024 учебный год |
31.08.2023
|
Инструктивно-методическое совещание
|
Коледа Г.Я. Жоль А.В. Говсь Е.С.
|
2. |
Заседание №2 Профессиональная компетентность учителя по воспитанию и развитию личности учащегося: 1.Профессиональные компетенции учителя. 2.Реализация воспитательного и развивающего потенциала урока географии через работу с содержанием учебного материала. 3.Проектная деятельность как средство развития у учащихся чувства ответственности и патриотизма, социальной мобильности и способности адаптироваться в разных жизненных ситуациях 4.О проведении недели химии, биологии, географии в ноябре 2023/2024 учебного года. |
02.11.2023
|
Круглый стол
|
Коледа Г.Я. Кажарнович О.Ю. Лагода Н.В.
|
3. |
Заседание №3 Формирование функциональной грамотности личности учащихся посредством учебного предмета: 1.Использование биологических задач как средство формирования функциональной грамотности. 2.Формирование функциональной грамотности личности учащегося средствами учебного предмета «Химия». 3. Воспитание личности учащегося через совершенствование читательской грамотности и формирования естественно-научной грамотности на уроках географии.
|
03.01.2024
|
Обучающий семинар
|
Лисица А.А. Лебедь Т.Г. Коледа Г.Я. Дубровская А.И.
|
4. |
Заседание №4 Познавательный интерес как черта личности и ее совершенствование: 1.Эстетическое, нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся в процессе деятельности и во внеурочное время по учебному предмету «Биология» 2. Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению химии. 3. Самостоятельная работа как познавательная деятельность учащихся в обучении географии. 4. Нормативные правовые документы и методические рекомендации по проведению итоговой аттестации учащихся в 2023/2024 учебном году.
|
28.03.2024
|
Семинар- практикум
|
Соколовская А.И. Стефанович-Валюшко О.П. Бондарук Т.И. Григорович К.В. Говсь Е.С.
|
5. |
Заседание №5 2.Отчеты учителей о проделанной работе за год. 3. Подведение итогов работы УМО. 4. Мониторинг по предметам за 2023/2024 учебный год, прохождение учебной программы. 5.Предварительное планирование работы УМО на 2024/2025 учебный год 6. Результаты РТ и прогноз результатов ЦТ, ЦЭ 2024. 7.Отчёт руководителя УМО о проделанной работе за 2023/2024 учебный год.
|
26.05.2024
|
Круглый стол
|
Коледа Г.Я., педагоги УМО
|
6. |
Заседание №6 1.Анализ итогов работы учебно-методического объединения в 2023/2024 учебном году. 2.Актуальные вопросы организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования по химии, биологии и географии в 2024/2025 учебном году: нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования по химии, биологии и географии в 2024/2025 учебном году: нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году; особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Химия», «Биология», «География»; актуальные аспекты обучения и воспитания при реализации образовательных программ общего среднего образования; учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования; методическое обеспечение образовательного процесса по предметам «Химия», «Биология», «География»; актуальные аспекты обучения и воспитания при реализации образовательных программ общего среднего образования; учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования; методическое обеспечение образовательного процесса по предметам «Химия», «Биология», «География»; 3.Самообразование педагогов – необходимое условие профессиональной деятельности. 4.Об аттестации педагогических работников в 2024/2025 учебном году. 5.Об организации методической помощи молодым учителям. 6.Об организации работы с высокомотивированными учащимися (подготовка к районной НПК, к 1,2 этапам республиканской олимпиады по учебным предметам «Химия», «Биология», «География». 7.Обсуждение проекта плана работы учебно-методического объединения учителей химии, биологии, географии на 2024/2025 учебный год. 8. О принятии формы протокола заседания УМО на 2024/2025 учебный год. |
27.08.2024
|
Инструктивно-методическое совещание
|
Коледа Г.Я. Педагоги УМО |
Председатель УМО Г.Я.Коледа
Заседание УМО учителей химии, биологии и географии
03.11.202303.11.2023 года состоялось заседание УМО учителей химии, биологии и географии в форме круглого стола по теме «Профессиональная компетентность учителя по воспитанию и развитию личности учащегося». Педагоги обсудили компоненты профессиональной компетентности педагога, пути повышения педагогического мастерства в современной школе (Коледа Г.Я.), особенности реализации воспитательного и развивающего потенциала урока географии через работу с содержанием учебного материала (Говсь Е.С.), возможности проектной деятельности как средства развития у учащихся чувства ответственности и патриотизма, социальной мобильности и способности адаптироваться в разных жизненных ситуациях( Кажарнович О.Ю.).
Участник заседания УМО определили направления подготовки учащихся к новому знаковому образовательному событию 2023 года- проведению национального исследования качества образования (НИКО).
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель», - говорил Л. Н. Толстой.
Заседание УМО учителей химии, биологии и географии по теме «Формирование функциональной грамотности личности учащихся посредством учебного предмета»
04.01.202404.01.2024 года состоялось заседание УМО учителей химии, биологии и географии по теме «Формирование функциональной грамотности личности учащихся посредством учебного предмета».
Учитель биологии Лебедь Т.Г. выступила с информацией из опыта работы по использованию биологических задач как средства формирования функциональной грамотности. Учитель химии Стефанович-Валюшко О.П. в своем выступлении раскрыла способы формирования функциональной грамотности личности учащегося средствами учебного предмета «Химия». Учитель географии Дубровская А.И. в информации по вопросу «Воспитание личности учащегося через совершенствование читательской грамотности и формирования естественно- научной грамотности на уроках географии» отметила, что при выполнении компетентностно - ориентированных заданий основное внимание стоит уделять формированию способностей учащихся использовать географические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Педагоги учебно-методического объединения убеждены, что содержание современного образования ориентировано на развитие учащегося, способного решать задачи, проблемы, возникающие в познании, во взаимодействии с людьми и в целом в его жизни. Дать возможность человеку полноценно жить в современном мире может только развитие у него функциональной грамотности.
Функционально грамотная личность – это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая 11, выпускным.
Заседание УМО учителей химии, биологии и географии
26.03.2024Заседание районного учебно-методического объединения учителей химии и биологии в форме семинара-практикума
27.03.2024Рекомендации по актуальным вопросам преподавания учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования
География Беларуси
В учебном пособии «География Беларуси» для IX класса, изданном в 2019 году, приведены статистические данные за 2017–2018 годы. В связи с этим при организации образовательного процесса 2023/2024 учебном году необходимо использовались актуальные статистические данные при изучении тем «География населения Беларуси», «География хозяйства и внешнеэкономические связи Беларуси», «Области и город Минск».
Обращаем внимание, что при изучении темы 5 «География населения Беларуси» следует использовать обновленные статистические данные за 2022 год. Необходимую информацию можно получить из интернет-ресурсов: официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь (https://www.belstat.gov.by), разделы «Население и миграция» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/naselenie-i-migratsiya/) и «Беларусь в цифрах, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_69861/).
В качестве дополнительного материала целесообразно использовать информацию о социальной роли молодежи и формах ее занятости, социальной и семейной политике, внимании государства к многодетным семьям и пожилым людям, поддержке государством одаренной молодежи. В качестве источника информации можно использовать материалы учебного издания «Я – гражданин Республики Беларусь» (темы «Социальная сфера», «Молодость – время выбора», «Молодежная политика»).
Справочно:
Учебное издание «Я – гражданин Республики Беларусь» вручается каждому учащемуся, достигшему возраста получения паспорта.
Также можно предложить учащимся выполнить задания по данной тематике. Например, «Для приобщения молодежи к общественно полезному труду и получению трудовых навыков в Республике Беларусь организуется временная трудовая занятость молодежи. Для учащихся с 14 лет организована вторичная занятость, студенческие отряды, работают лагеря труда и отдыха. В каких из перечисленных форм временной трудовой занятости вы принимали участие? Стали ли вы частью экономически активного населения страны? Свой ответ обоснуйте».
При изучении темы 6 «География хозяйства и внешнеэкономические связи Беларуси» необходимо актуализировать учебный материал по изучению национальной экономики страны, географии внешней торговли, структуре иностранных инвестиций. Рекомендуется использовать информацию, представленную в статистических сборниках «Беларусь в цифрах, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_69861/), «Сельское хозяйство Республики Беларусь, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/selskoe-hozyaistvo/selskoe-khozyaystvo/statisticheskie-izdaniya/), «Промышленность Республики Беларусь, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/promyshlennost/publikatsii_13/), «Транспорт в Республике Беларусь, 2022» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/transport/ofitsialnye-publikatsii_11/), размещенных на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь (https://www.belstat.gov.by).
Для актуализации учебного материала по изучению национальной экономики страны можно также использовать материалы республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ»). Информационно-методические материалы проекта «ШАГ» размещены на национальном образовательном портале https://vospitanie.adu.by/ / Организация воспитания / Школа Активного Гражданина
Справочно:
В 2022/2023 учебном году ключевая идея проекта заключалась в том, чтобы рассказать учащимся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. В частности, в рамках проекта рассмотрены темы:
«Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений);
«Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии);
«Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны);
«Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого» (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве).
При изучении основных видов экономической деятельности и отраслей хозяйства Беларуси следует использовать обновленные статистические данные по работе отдельных предприятий. Необходимая информация содержится на официальных сайтах предприятий, а также официальных сайтах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (https://www.minpriroda.gov.by), Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (http://mshp.gov.by/ru/?iecbaaaaiecbaimg), Министерства промышленности (https://minprom.gov.by/). Также можно предложить учащимся выполнить задания по анализу обновленных статистических данных: объяснить причины изменений в структуре посевных площадей и структуре валового сбора зерновых культур, картофеля, технических культур; построить диаграммы, отражающие динамику объема производства транспортных средств, объяснить причины выявленных тенденций.
Для воспитания у учащихся патриотизма на принципах идеологии белорусского государства рекомендуется включить в содержание уроков по географии Беларуси дополнительный материал об основных государственных программах, отражающих приоритеты социально-экономического и инновационного развития Республики Беларусь, информация о которых размещена на сайте Министерства экономики Республики Беларусь: https://economy.gov.by/ru/gos-progr-2021-25-ru/. Целесообразно ознакомить учащихся с государственными программами на 2021–2025 годы, например, такими как «Здоровье народа и демографическая безопасность», «Социальная защита» (при изучении темы «География населения Беларуси»), «Аграрный бизнес», «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы», «Образование и молодежная политика», «Цифровое развитие Беларуси» (при изучении темы «География хозяйства и внешнеэкономические связи Беларуси»).
В качестве дополнительного материала рекомендуется также включить информацию о реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года (режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf).
При изучении темы 7 «Области и город Минск» рекомендуется использовать актуальную информацию и обновленные статистические данные, размещенные на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь (https://www.belstat.gov.by), а также на официальных сайтах исполнительных комитетов (Брестский областной исполнительный комитет – https://brest-region.gov.by/ru, Витебский областной исполнительный комитет – https://vitebsk-region.gov.by, Гомельский областной исполнительный комитет – https://gomel-region.by, Гродненский областной исполнительный комитет – https://grodno-region.by, Могилевский областной исполнительный комитет https://mogilev-region.gov.by, Минский областной исполнительный комитет https://minsk-region.gov.by – Минский городской исполнительный комитет https://minsk.gov.by).