УМО учителей истории, обществоведения


Анализ исследовательских работ

Государственная политика в сфере истории

Рекомендации по актуальным вопросам преподавания учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования


Обществоведение

При изучении тем «Основной закон государства», «Права человека и гражданина в Республике Беларусь», «Государственная власть в Республике Беларусь» (IX класс), «Правовая система Республики Беларусь» (XI класс) необходимо акцентировать внимание учащихся на основных изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Беларусь, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

Одной из форм ознакомления учащихся с текстом обновленной Конституции Республики Беларусь может быть проведение тематических информационных пятиминуток, освещающих содержание обновленной Конституции, на каждом уроке по учебному предмету «Обществоведение».

При изучении учебного предмета «Обществоведение» на повышенном уровне для изучения текста обновленной Конституции можно использовать уроки защиты мини-проектов, предусмотренные примерным КТП.

В кабинете истории и обществоведения необходимо иметь тексты Конституции Республики Беларусь, принятой в 2022 году.

При изучении в XI классе темы «Цивилизация как культурно-исторический процесс» необходимо уделить особое внимание рассмотрению вопроса о цивилизационной идентичности Беларуси, основу которой составляют христианские традиции и славянские корни. Белорусский этнос прошел большой и длительный путь зарождения и развития и сформировался как восточнославянский народ с набором специфических черт, вытекающих из геополитического положения, уникальности исторического пути развития, своеобразия духовно-ментальных структур и архетипов сознания.

По мнению белорусских исследователей, восточнославянские народы благодаря сохранению стремления к духовно-ценностному отношению к реальности и натурфилософского органицизма как соразмерности природе могут стать инициатором нового цивилизационного поворота.  

Находясь в составе восточнославянской цивилизации, белорусская культура имеет свою специфику. Особенности белорусской культуры заключаются в уважительном отношении и признании инаковости, веротерпимости, коллективном труде на основе взаимопомощи и взаимовыручки (специфической формой выступает толока как совместный труд или коллективная помощь в хозяйственной работе), важности личных отношений между людьми.

 

История Беларуси. «Мая Радзіма – Беларусь».

В процессе обучения истории Беларуси необходимо обеспечить доведение до учащихся основных постулатов государственной исторической политики.

Обращаем внимание, что в содержание темы «Общественно-политическая жизнь во второй половине 90-х гг. ХХ – начале XXI в» (IX, XI классы) в 2022/2023 учебном году включены вопросы:

выборы Президента Республики Беларусь 2020 г.;

Республиканский референдум 27 февраля 2022 г., принятые на нем изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь;

Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь

При изучении этих вопросов необходимо использовать информацию, размещенную на официальных сайтах:

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь: https://president.gov.by/ru

Официальный сайт Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь: https://house.gov.by/ru

Официальный сайт Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: http://www.sovrep.gov.by/ru/

Обращаем внимание на то, что в соответствии с требованиями к результатам учебной деятельности учащиеся IX класса должны:

знать основные события истории Беларуси в 1990-е – начале XXI в., их даты (в том числе, принятие Конституции Республики Беларусь, республиканские референдумы). В перечень дат, обязательных для запоминания, включены: 27 февраля 2022 года, 15 марта 2022 года;

знать определение исторического понятия «Всебелорусское народное собрание»;

уметь характеризовать основы государственного строя Республики Беларусь, результаты республиканских референдумов с использованием выдержек из документов.

Для достижения указанных выше результатов целесообразно организовать практическую работу учащихся с текстом Конституции Республики Беларусь (2022 г.).

В учреждениях образования рекомендуется оформить информационные стенды, освещающие изменения и дополнения в Конституции Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

При изучении вопроса о государственных символах Республики Беларусь необходимо акцентировать внимание учащихся:

на обновлении отдельных элементов государственной символики, произошедшем в 2014 году;

на изменении названия государственного праздника – во второе воскресенье мая в Беларуси празднуется День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна.

Особое внимание учащихся следует обратить на то, что перечень государственных праздников пополнился Днем народного единства (17 сентября). При изучении соответствующих тем на уроках и на внеурочных мероприятиях необходимо раскрывать исторический и современный смысл этого праздника.

При изучении тем «Внешняя политика Республики Беларусь» (IX класс), «Геополитическое положение Республики Беларусь на рубеже ХХ–ХХІ вв.» (XI класс) необходимо использовать актуальную информацию, размещенную на официальном сайте Министерства иностранных дел Республики Беларусь: https://mfa.gov.by/

Вопросы внешней политики Республики Беларусь в курсе «Мая Радзіма – Беларусь» (IV класс) также необходимо трактовать с учетом новой Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств» (статья 18).

Обращаем внимание на то, что оценка исторических событий и исторических личностей должна соответствовать принципам исторической политики Республики Беларусь. В частности, необходимо объяснять учащимся:

униатская церковь на белорусских землях сыграла большую роль в сохранении белорусского языка, но в XVIII в. начался процесс полонизации богослужения в униатской церкви, а в 1696 г. польский язык утвердился в качестве единственного государственного в ВКЛ;

Конституция 3 мая 1791 г. окончательно ликвидировала суверенитет ВКЛ и закрепляла статус Речи Посполитой как унитарного польского государства;

Т. Костюшко – патриот Польши, его цель – возродить Речь Посполитую в границах 1772 г. Белорусам поражение восстания Т.Костюшко и разделы Речи Посполитой позволили сохраниться как народу;

война 1812 г. была Отечественной для Беларуси; в составе наполеоновской армии воевали представители шляхты с территории Беларуси, мечтавшие о восстановлении Речи Посполитой;

восстания 1830-1831 гг., 1863-1864 гг. были направлены на возрождение Речи Посполитой в границах 1772 г.;

К. Калиновский боролся за возрождение Речи Посполитой. «Мужыцкая праўда» содержала призывы к террору против российских властей и их сторонников. Целью её издания было втягивание белорусских крестьян в борьбу за польские интересы;

период нахождения Беларуси в составе Российской империи сыграл большую роль в оформлении национальной белорусской государственности. Включение белорусских земель в состав Российской империи явилось решающим фактором, который позволил остановить полонизацию белорусов, содействовал возрождению и развитию национально-духовных традиций;

общественно-политическая жизнь в БССР в 1930-ые гг. была чрезвычайно сложной и разнообразной. Строительство социалистической системы открыло перспективу и смысл жизни для широких народных масс. В общественном сознании поддерживались и укреплялись «чувство единой семьи», глубокие патриотические убеждения, желание построить справедливое общество. Вместе с тем имели место искажения принципов справедливости и законности в условиях осуществления политических репрессий.;

При изучении в IX классе темы «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг.» необходимо включить в содержание урока информацию о деятельности и преступлениях коллаборационистских формирований различных национальностей. В качестве источника информации необходимо использовать учебное пособие для учащихся 5-9 классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2023).

свернуть