Советы социально-педагогической и психологической службы
Суицидальное поведение подростков. Памятка для родителей
Суицидальное поведение подростков
Памятка для родителей
По мировым данным, большой процент суицидальных попыток совершаются в молодом возрасте. Специалисты разделяют такие попытки на: истинные, демонстративные и шантажные.
Целью демонстративных, шантажных попыток является стремление добиться определенной цели, либо стремление обратить на себя внимание. Также это может быть ярким выражением протеста против трудной, тяжелой для человека ситуации. У детей и подростков понятие о смерти еще не зрелое, а способов конструктивного разрешения трудных жизненных ситуаций еще не достаточно в силу небогатого жизненного опыта. Им кажется, ситуация тупиковая и только лишив себя жизни, можно облегчить свое страдание или разрешить какие-то вопросы в свою пользу. И суицид – это крик о помощи! Есть еще один не маловажный фактор - это влияние окружающих сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку «за кампанию», т.е. решение не обдуманно, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть «как все».
Наиболее опасными являются истинные суицидальные попытки. Здесь речь идет о тяжелых душевных переживаниях, сильном стрессе, выраженной депрессии. Истинными причинами могут быть:
- трудности в сфере человеческих отношений,
- отчужденность от социальной среды – подростка не принимают сверстники. Возникает ощущение одиночества, отчуждение. Страдание является очень сильным, так как не удовлетворяются возрастные потребности в понимании, принятии.
- насилие – как физическое, так и моральное. Тогда возникает ощущение безысходности, напряжения.
- сильный стресс – в частности, смерть или расставание с близким человеком.
Подвержены риску суицида дети и подростки с определенными психологическими особенностями :
- Эмоционально чувствительные, ранимые.
- Настойчивые в трудных ситуациях и одновременно, неспособные к компромиссам.
- Негибкие в общении. Способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны.
- Склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам.
- Склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения.
- Пессимистичные.
- Замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время - что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдание вашего ребенка, помогут найти выход из трудной ситуации.
Месячник по профилактике суицидов «Твой выбор – ТВОЯ ЖИЗНЬ! Выбирай ПРАВИЛЬНО!»
План
проведения месячника по профилактике суицидов
«Твой выбор – ТВОЯ ЖИЗНЬ! Выбирай ПРАВИЛЬНО!»
государственное учреждение образования
«Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно»
с 21.09.2023 по 21.10.2023
№ п/п |
Название мероприятие |
Дата проведения |
Класс, категория участников |
Ответственные |
1. |
Размещение информации о месячники по профилактики суицида «Твой выбор – ТВОЯ ЖИЗНЬ! Выбирай ПРАВИЛЬНО!» посредством мессенджера «Instagram», информационный стенд |
21.09.2023-21.10.2023 |
I-XI классы |
Педагоги-организаторы Полторак А.М, Старовойтова К.В., педагог психолог Рашкевич С.А., классные руководители I-XI классы |
2. |
Информирование участников образовательного процесса о значимости региональных карт помощи пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации по Октябрьскому району и Гродненской области. Рассылка рекомендаций для учащихся VI-XI, педагогов, родителей о размещении ссылок на региональные карты помощи на мобильные телефоны |
21.09.2023-21.10.2023 |
VI-XI классы |
Педагог-психолог Рашкевич С.А, педагог социальный Каратченя Е.А, классные руководители VI-XI классы |
Районные мероприятия |
||||
3. |
Участие в районном уроке правовых знаний для учащихся с представителями органов загса «Права и обязанности, вытекающие из семейного законодательства» |
22.09.2023 13:30 в (формате онлайн-стрима) |
X-XI классы |
Заместитель директора по воспитательной работе Михальченко И.В. |
4. |
Участие в VI районном родительском собрании «Семья – это самое важное в жизни» |
04.10.2023 17:30-18:30 (в формате онлайн) |
|
Заместитель директора по воспитательной работе Михальченко И.В. |
5. |
Участие в районной школе командиров антинаркотических отрядов «Вместе против наркотиков» |
29.09.2023 13:30 ГУО «Средняя школа № 35 имени Н.А.Волкова г. Гродно» |
педагоги-психологи |
Заместитель директора по воспитательной работе Михальченко И.В., педагоги-организаторы Полторак А.М, Старовойтова К.В. |
6. |
Участие в районной диалоговой площадке для учащихся «Цени свою жизнь» |
10.10.2023 13:30 ГУО «Средняя школа № 35 имени Н.А.Волкова г. Гродно» |
X-XI классы |
Заместитель директора по воспитательной работе Михальченко И.В. |
7. |
Участие в районном методическом объединении педагогов-психологов «Современные подходы в профилактике суицидоопасного поведения несовершеннолетних и оказание психолого-педагогической помощи в кризисной ситуации» |
18.10.2023 14:00 ГУО «Гимназия № 9 имени П.Ф.Кириченко г. Гродно» |
педагоги-психологи |
Заместитель директора по воспитательной работе Михальченко И.В. |
8. |
Участие в презентации онлайн-инструмента информационно-просветительского характера в программе индивидуальной профилактической работы и комплексной реабилитации несовершеннолетних с целью дальнейшего использования в работе с несовершеннолетними, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР) и (или) комплексная реабилитация |
28.09.2023, 15:00 (в режиме онлайн) |
педагоги-психологи, педагоги социальные |
Заместитель директора по воспитательной работе Михальченко И.В. |
Работа с педагогами |
||||
9. |
Консультации для педагогов: «Как научиться понимать и принимать подростка?»; «Психологические причины неуспеваемости учащихся и их предупреждение»; «Подросток в социальных сетях: что делать?»; «Трудности подросткового возраста» |
25.09.2023 14:00 02.10.2023 15:00
09.10.2023 14:00 16.10.2023 14:00 |
I-XI классы
I-XI классы
V-XI классы
I-XI классы |
педагог социальный Каратченя Е.А. педагог-психолог Рашкевич С.А
педагог социальный Каратченя Е.А. педагог-психолог Рашкевич С.А. |
10. |
Ознакомление педагогов с алгоритмом действий по выявлению кризисных состояний «Оказание помощи при текущем парасуициде. Использование в работе педагога Примерного алгоритма действий при выявлении высокого риска суицидальных действий несовершеннолетнего в учреждении образования» (Приложения 7, 8 Методических рекомендаций по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся) |
21.09.2023-21.10.2023 |
X-XI классы |
Заместитель по ВР Михальченко И.В., педагог-психолог Рашкевич С.А., педагог социальный Каратченя Е.А. |
11. |
Распространение для педагогов памяток: «Маркеры суицидального состояния», «Как распознать острое кризисное состояние у учащегося», «Что делать, если учащийся высказывает» суицидальные намерения» (с указанием службы и организации, где можно получить помощь) |
21.09.2023-21.10.2023 |
X-XI классы |
Педагог-психолог Рашкевич С.А. |
12. |
Мониторинг соцсетей с целью выявления негативных явлений, участия в группах суицидальной направленности, наличия негативного контента учащихся |
21.09.23-21.10.2023, далее постоянно |
X-XI классы |
классные руководители III-XI классов |
Работа с обучающимися |
||||
13. |
Проведение тематических классных часов: - «Наша дружная семья»; - «Наши чувства и действия»; - «Ценности жизни»
- «Старт во взрослую жизнь. Права и обязанности» |
25.09.2023-30.09.2023 |
I-IV классы V-VII классы VIII-IX классы
X-XI классы |
Педагог-психолог Рашкевич С.А. Педагог социальные Каратченя Е.А. классные руководители I-XI классов |
14 |
Занятие с элементами тренинг «Искусство позитивного мышления» |
30.09.2023 |
С обучающимися, с которыми проводится ИПР |
Педагог-психолог Асадчев В.В., педагог социальный Косач Е.А. |
15. |
Выставка рисунков «Те, кого мы так любим» (I-IV) классы |
21.09.2023-21.10.2023 |
I-IV классы |
Педагоги- организаторы Полторак А.М., Старовойтова К.В. |
16. |
Внутришкольная акция «День цвета» (I-XI классы) |
20.10.2023 |
I-XI классы |
Педагоги-психологи, педагоги- организаторы Полторак А.М., Старовойтова К.В. |
17. |
Акция «Живи с позитивом», заполнение психологического забора «Завтрашний день для меня принесет…» |
04.10.2023 |
I-XI классы |
Педагоги-психологи, педагоги- организаторы Полторак А.М., Старовойтова К.В. |
18. |
Проведение диагностики с учащимися по шкале оценки риска суицида (Шорс) |
21.09.2023-21.10.2023 |
V-XI классы |
Классные руководители V-XI классов, педагоги-психологи Нечай Т.А. Арико Н.С. Асадчев В.В. |
19. |
Проведение социометрического исследования.
|
21.09.2023-21.10.2023
|
II-XI классы |
Классные руководители II-XI классов, педагоги-психологи
|
20. |
Проведение диагностики в рамках изучения процесса адаптации обучающихся для обучения на новом уровне образования (I, V,X классы) |
Сентябрь 2023-ноябрь 2023 |
I, V, X классы |
Педагог-психолог Юшкевич Я.В. Нечай Т.А. Асадчев В.В. |
21. |
Индивидуальное консультирование обучающихся направленное на изучение и коррекцию эмоциональной сферы, профилактику суицидальной а активности и аутоагресивного поведения (в случае выявления обучающихся, имеющих признаки негативного психоэмоционального состояния) |
21.09.2023-21.10.2023
|
I-XI классы |
Педагоги-психологи
|
Работа с родительской общественностью |
||||
22. |
Проведение Родительских университетов: «Возрастные психофизиологические особенности учащихся», «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи», «Портрет современного подростка» |
21.09.2023-21.10.2023 |
IV, VII классы VI классы IV классы |
Классные руководители (IV,VI,VII,),
|
23. |
Ознакомление законных представителей с памятками посредством мессенджера «Маркеры суицидального состояния», «Что делать, если учащийся высказывает» суицидальные намерения» (с указанием службы и организации, где можно получить помощь) |
21.09.2023-21.10.2023 |
I-XI классы |
Классные руководители I-XI классы
|
Региональная карта помощи Октябрьского района г. Гродно пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации
Наименование |
Место расположения |
График работы |
Номер телефона |
|
Обеспечение защиты |
||||
Управление внутренних дел администрации Октябрьского района г. Гродно |
г. Гродно ул. Гая, 4 |
Круглосуточно |
102 |
|
Медицинская помощь |
||||
Учреждения здравоохранения |
- |
Круглосуточно |
103 |
|
ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно» |
г. Гродно, ул. Пестрака, 4 |
по рабочим дням с 08.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 |
8(0152) 39-15-33 |
|
ГУЗ «Городская поликлиника №7 г. Гродно» |
г. Гродно, ул. Химиков, 5 |
по рабочим дням с 08.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 |
8(0152) 31-64-17 |
|
Центр, дружественный подросткам «Контакт» |
г. Гродно ул. Гагарина, 18 |
по рабочим дням с 09.00 до 15.00 |
8(0152) 65-63-75 |
|
Предоставление временных мест пребывания |
||||
Кризисная комната ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно» |
г. Гродно ул. Фомичева, 17 |
Круглосуточно |
+375(44)4610688 |
|
Психологическая, психиатрическая, психотерапевтическая помощь |
||||
ГУО «Социально-педагогический центр Октябрьского района г. Гродно» |
г. Гродно пр. Космонавтов, 37 |
по рабочим дням с 08.30 до 13.30 и с 14.00 до 17.00 |
8(0152)62-63-34 |
|
ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно» |
г. Гродно ул. Фомичева, 17 |
по рабочим дням с 08.00 до 17.00 |
8(0152)31-47-02 |
|
Правовая и социальная помощь пострадавшему и его законным представителям |
||||
Отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно» |
г. Гродно ул. Фомичева, 17 |
по рабочим дням с 08.30 до 17.00 |
8(0152)33-13-42 8(0152)31-47-07 |
Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о факте насилия
Информационные материалы
«Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о факте насилия»
В ситуацию насилия может попасть любой ребенок, поэтому очень важно родителям соблюдать следующие рекомендации.
Отнеситесь к тому, что рассказал Вам ребенок серьезно.
Сохраняйте спокойствие.
Успокойте и подбодрите ребенка. Дайте понять, что Вы ни в чем не обвиняете ребенка («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
Дайте ребенку выговориться.
Не давите на ребенка. Попытайтесь узнать подробности. Внимательно отнеситесь к словам ребенка. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно во время беседы.
Пользуйтесь теми же словами, что использует в речи ребенок. Не делайте замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.
Повторите ребенку еще раз то, что Вы верите тому, что он рассказал.
Не обещайте никому не рассказывать об услышанном.
Скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь.
Будьте честны. Объясните ему, что конкретно Вы собираетесь делать дальше. («Мне надо сказать (психологу, педагогу социальному, милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности».). Нужно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
Чего не стоит делать
Не старайтесь преуменьшить значение того, что случилось. Всякое насилие имеет последствия, даже если это случилось лишь однажды или никогда не заходило дальше «баловства».
Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата». Ничто не может служить оправданием для насилия.
Не ищите оправданий для насильника.
Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как ничего не было.
Не реагируйте с ужасом, высказывая очевидный шок и отвращение. Сократите высказывания оценочного или осуждающего характера.
Не переносите свои чувства на жертву.
Психологическое эмоциональное насилие в семье
Информационные материалы
«Психологическое (эмоциональное) насилие в семье»
Психологическое (эмоциональное) насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Данный вид насилия может проявляться в постоянной критике мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; систематических допросах, шантажах, угрозах насилия, контроле или ограничении круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследовании, обвинении во всех возникающих проблемах, прерывании сна, процесса еды, и т. д.
Взрослым надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребенка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.
Эмоционально жестокие высказывания от родителей, которые сильно могут ранить ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Таких, как ты, нужно убивать в маленьком возрасте», «Ты полный идиот (дурак), и это не исправить» и т. д.).
У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое (эмоциональное) насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы школьной адаптации.
Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесенную родителями, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети никогда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, то все равно защищают близких. Дети предпочитают переживать все в душе, поскольку убеждены: того, о чем не сказано вслух, не существует. Сохранить этот большой секрет важнее, чем рассказать о своих чувствах.
Важно помнить, что если в вашей семье происходит насилие, вам всегда могут оказать профессиональную помощь и поддержку. В каждом районе функционируют социально-педагогические центры, «кризисные» комнаты в территориальных центрах социального обеспечения населения, которые оказывают практическую помощь детям и их родителям в сложной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим от домашнего насилия.
Самый действенный способ защитить детей от сексуального насилия - научить правилам безопасности
Как предотвратить сексуальное насилие над детьми
Уголовная и административная ответственность за преступления и правонарушения по линии наркоконтроля
Уголовная и административная ответственность за преступления и правонарушения по линии наркоконтроля
Уголовная ответственность
Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов
- Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов -
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
- Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов -
наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
- Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327, 329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему -
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
- Действия, предусмотренные частями 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, -
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
- Действия, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, -
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
Статья 328-1. Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов
- Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
- Действие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повторно, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 228 и 333-1 настоящего Кодекса, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере, -
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
- Действие, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенное организованной группой, -
наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Статья 328-2. Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ
Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, либо нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения,-
наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.
Статья 329. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества
- Посев или выращивание в целях сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, -
наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
- Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 и 331 настоящего Кодекса, -
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
- Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Примечание:
Административная ответственность за посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, установлена статьей 16.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
- Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов -
наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
- То же действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 или 329 настоящего Кодекса, а равно склонение к потреблению особо опасных наркотических средств или психотропных веществ -
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Административная ответственность
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях:
Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения
Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –
влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –
влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.
Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте –
влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.
Административная ответственность за посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, установлена статьей 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:
Статья 17.1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества
Посев или выращивание без цели сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, – влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Как предотвратить участие несовершеннолетних в стихийно организованных несанкционированных мероприятиях
Информационные материалы
«Как предотвратить участие несовершеннолетних в стихийно организованных несанкционированных мероприятиях»
Уважаемые родители, сегодня важно знать и понимать, что происходит с нашими детьми и подростками на улице, дома, в интернете.
В современном обществе особенно остро стоит проблема борьбы с такими асоциальными явлениями, как нарушение правопорядка, рост экстремистских настроений, разрушение традиционных ценностей. Одна из главных опасностей, связанных с распространением данных негативных тенденций, заключается в том, что они проникают прежде всего в подростковую и молодежную среду, поражают наименее защищенную в социальном и психологическом отношении часть общества – детей и подростков.
К сожалению, в силу несформированной жизненной позиции несовершеннолетние подвержены влиянию других людей и часто становятся участниками противоправных действий, незаконных мероприятий.
Родителям важно объяснять своему ребенку, что участвовать в стихийно-организованных несанкционированных мероприятиях не следует. На таких мероприятиях невозможно обеспечить физическую и психологическую безопасность ребенка, есть вероятность стать жертвой провокаций, насилия. В большинстве случаев несанкционированные массовые мероприятия сопряжены с нарушением общественного порядка, а само участие в них может иметь негативное последствие.
В последнее время распространение получили молодежные группировки, лидеры которых провоцируют стихийные драки, имеют внешние отличительные особенности: ходят группами, надевают черную одежду с надписями, используют отличительную символику и др.
Справочно: «ЧВК Рёдан» – новая молодежная субкультура. Ее представители носят длинные волосы, клетчатые штаны и используют символику с пауком и цифрой 4. Молодые люди могут иметь тату с изображением паука Черная вдова. Предпочитают темную бесформенную одежду, красят волосы в черный цвет, некоторые парни подводят глаза. Приверженцами данной моды становятся в основном подростки 13-16 лет. Выпрашивают у родителей деньги на толстовку с пауком, снимают видео с грустными лицами, любят аниме и компьютерные игры.
По словам подростков, они не имеют отношения к военной кампании, а так называют себя просто в шутку. Участники движения вдохновились персонажами аниме: разбойники и убийцы («Hunter x Hunter» и одноименным аниме). Они выступают против футбольных фанатов и мигрантов.
Однако взрослые должны осознавать, что не так важно, как называется группировка, как понимание факта, что детьми просто манипулируют, завлекая в массовые сборы, которые могут закончиться беспорядками и массовыми драками в общественных местах. Следствием подобного поведения может стать террористическая акция с гибелью детей, и жертвами окажутся даже те, кто находится рядом, наблюдают за происходящим со стороны.
Поэтому, очень важно разговаривать с детьми и разъяснять, что не все мероприятия проходят организованно и спокойно. Немало случаев, когда лидеры, организаторы этих мероприятий могут провоцировать участников на агрессивные действия, избиения, порчу имущества и т.д. К тому же, участие несовершеннолетних в подобных ситуациях опасно для жизни и здоровья, так как во время массовых беспорядков дети могут быть травмированы, получить вред здоровью различной степени тяжести.
Уважаемые родители! Обратите внимание на занятость своих детей, интересуйтесь их кругом общения, увлечениями как в жизни, так и в социальных сетях.
Следует быть более бдительными, чтобы ваши дети не стали соучастниками противоправных деяний и не были вовлечены другими людьми в незаконные действия. Поэтому так важен контроль за действиями своих детей, особенно в местах массового скопления граждан.
Родителям важно понимать, что все призывы к участию в подобных мероприятиях публикуются через распространенные социальные сети и мессенджеры. Подростки наиболее доверчивы к распространяемой в социальных сетях информации и, не имея необходимых знаний, жизненного опыта, навыков критического мышления, принимают любые агитационные высказывания за чистую монету и призыв к действиям. Подростки – идеальные мишени для навязывания своей точки зрения и для вовлечения в противоправные действия, им свойственно любопытство, они не заняты заботой о вопросах, как обеспечить семью, и такие акции даруют им ощущение, что они «уже взрослые» и чего-то стоят.
При этом молодые люди до конца не осознают, что, собираясь посетить несанкционированный сбор, они нарушают требования законодательства, и они, и их родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Важно учитывать, что современные дети большое количество времени проводят в социальных сетях, но всегда способны правильно воспринимать, «фильтровать» информацию. Зачастую за привлекательной информацией скрываются манипуляторы, провокаторы, целью которых является перетянуть на свою сторону тот или иной слой молодежи. Поэтому подпишитесь на страницы собственных детей в социальных сетях, так вы сможете видеть круг их виртуальных знакомых, проверять и учить анализировать полученную информацию.
Чтобы ребенок не стал жертвой преступления, и сам не оказался втянутым в противоправные действия, узнавайте, где, с кем и как он проводит досуг.
Важно понимать и разъяснять детям, что иногда просто постоять в стороне во время митинга или драки, уже может быть нарушением законодательства. Если дети или подростки нарушают правила проведения мероприятий, в том числе идут на несанкционированный сборы или акции, и тем более позволяют там себе хулиганские действия, то они подлежат ответственности наравне с прочими участниками правонарушения.
Часто молодые люди до конца не осознают, что, собираясь посетить несанкционированный мероприятия, они нарушают требования законодательства, и они, и их родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Именно родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей (статья 67 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье («Ненадлежащие воспитание и содержание детей»). Оно признается таковым, в том числе, если ребенок находится в обстановке, при которой для него не обеспечивается безопасность, отсутствует надзор за его поведением и образом жизни, или если несовершеннолетний совершает административное правонарушение либо преступление.
За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, совершенные участником таких мероприятий в возрасте от 16 лет и старше наступает ответственность по ч.1 ст.24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП РБ) («Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий») в виде штрафа, или общественных работ, или административного ареста. Более строгое наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции за вознаграждение. В соответствии с ч. 5 ст. 24.23 КоАП РБ его ожидает штраф от 30 до 200 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам, или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст. 3693 Уголовного кодекса Республики Беларусь («Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях») за такие деяния лицам от 16 лет и старше могут назначить наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.
Кроме административной и уголовной ответственности, законодательством установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.
За совершенные преступления несовершеннолетними до 16 лет несут ответственность их родители. В соответствии с КоАП РБ, данная ответственность выражается в виде наложения штрафа в размере до 10 базовых величин (ст. 10.3 «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей» КоАП РБ).
Сегодня каждый родитель должен знать, чем живет его ребенок, особенно на просторах интернета, в социальных сетях. Больше беседовать с ним, чтобы понимать, с кем он общается и чем интересуется.
Как родитель может распознать вовлечение подростка в распостранение наркотиков
Информационные материалы
«Как родитель может распознать, что подросток вовлечен в распространение наркотиков?»
Практика показывает, что подростки являются наиболее уязвимой категорией населения, подверженной риску вовлечения в любую противоправную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, будь то наркопотребление или сбыт наркотических средств.
Поэтому информированность и внимание родителей к жизни ребенка и его проблемам является одним из важнейших защитных факторов, позволяющих противостоять давлению наркосреды.
Для того, чтобы не упустить из виду проблему, необходимо обращать внимание на некоторые признаки, которые могут свидетельствовать о том, что подросток вовлечен в распространение наркотиков, среди которых:
- Использование подростком определенного набора мессенджеров, особенно содержащих чаты в закрытых группах, использование программ для посещения DarkNet, специального обеспечения для скрытия истинных IP-адресов, приложений для определения GPS-координат.
Наркодилеры активно используют различные криптографические мессенджеры (VIPole, Telegram, Xabber, Wickr, WeChat, Signal), VPN-сервисы (виртуальные частные сети), анонимные браузеры, выделенные серверы, а также фотохостинги и файлообменники для хранения фотографий с изображениями расположения наркотиков. В целях сохранения анонимности и скрытости стал приобретать популярность анонимный браузер ТОR, работающий в теневом сегменте Интернета (DarkNet). Это система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение. Суть работы данного браузера заключается в том, что он позволяет посещать сайты, заблокированные на территории страны проживания, оставаясь при этом незамеченными. Активно используются приложения, позволяющие определять GPS-координаты и накладывать их на фотографии (например, NoteCam) и его аналоги.
Большинство используемого наркосбытчиками программного обеспечения и приложений (за исключением Telegram и Viber) имеет специфические функции и не используется рядовыми пользователями.
- Использование подростком электронных кошельков, наличие банковских карт, зарегистрированных на других владельцев, попытки зарегистрироваться на криптообменных площадках.
- Наличие в телефоне фотографий местности.
- Наличие электронных весов, пакетиков для упаковки.
- Частые поездки за пределы населенного пункта, в котором подросток проживает.
- Появление денежных сумм, вещей из неизвестных источников.
Инструкция о действиях родителей, если их ребенок посещает небезопасные сайты
Уважаемые родители, помните, запрет на пользование гаджетами не дает желаемых результатов, поэтому:
- Контролируйте своих детей в Сети с помощью специальных программ. Они помогут вам понять, какие сайты посещал ваш ребенок, что он там делал;
- Научите ребенка методам «сохранения сознания». Когда страшно, паника, тревожность, непонимание, что происходит — выключить компьютер, побыть в тишине, выспаться, принять душ, сделать дыхательные упражнения, поговорить с близким взрослым;
- Научите ребенка техникам переключения, «выхода из виртуальности» — сделать что-то быстрое с привлечением органов чувств: сильно потереть ладонь об ладонь, умыться, потопать ногами, громко крикнуть;
- Установите режим сна. Если ребенок недосыпает, у него снижается критичность, ухудшается память, увеличивается тревожность и внушаемость, падает иммунитет. На использование интернета и телефона ночью должно быть наложено табу;
- Если ребенок длительное время проводит в виртуальном пространстве, предложите ему совместное времяпрепровождение, связанное с занятиями, любимым делом, увлечениями, интересами. При этом договоритесь, что в данное время вы не пользуетесь какими бы то ни было гаджетами, но помните, что это условие распространяется и на вас;
- Старайтесь по мере возможности чаще всей семьей бывать на природе, заниматься любимым видом спорта, посещать выставки, театры, концерты, гулять в парке и т.п.;
- Участвуйте в жизни вашего ребенка, наблюдайте и анализируйте его поведение;
- Если вы заметили, что в отношениях вашего ребенка с вами и (или) его друзьями, его настроении, поведении, успеваемости, внешнем виде происходят изменения не в лучшую сторону, постарайтесь быть предельно внимательными к ребенку и выйти с ним на доверительный разговор;
- Если попытка выяснить причины происходящих изменений не увенчалась успехом, не пытайтесь «давить» на ребенка, обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам (обратитесь к психологу учреждения образования, в котором учится ваш ребенок).
Памятка для родителей: почему ваш ребёнок говорит неправду
Дети – большие выдумщики, часто они придумывают разные истории. Иногда бывает трудно отличить ложь от фантазии, кроме того, нужно иметь в виду, что ложь бывает разной: невинной или сознательной. Ложь становится серьезной проблемой, когда она сопровождается жестоким поведением или воровством. Почему ребенок начинает лгать? Назовем некоторые причины этого явления:
- Боязнь разочаровать родителей;
- Привлечение внимания родителей. Детская логика такова – раз он солгал и Вы это заметили, значит, он Вам не безразличен;
- Облегчение себе жизни. Если Вы все время говорите ребенку «нельзя», то будьте готовы к тому, что он будет лгать;
- Избегание наказания. Если Вы предъявляете ребенку слишком высокие требования и, они не соответствуют его возможностям, то он может лгать;
- Избегание насмешек. Ребенок может лгать, чтобы казаться лучше, чем он есть на самом деле.
Что же делать, если вдруг Вы заметили, что ребенок лжет? Попытайтесь понять причину лжи и проанализировать ее. Иногда ложь может сказать о том, что его беспокоит и мучит, вызывает сильный страх, возможно, есть проблемы, требующие решения. Подумайте, может быть для изменения ситуации Вам следует что-то изменить в себе? Если Вы хотите научить ребенка говорить правду, то сами в первую очередь должны соблюдать некоторые правила:
Всегда держите свое слово. Если в каком-то случае Вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему Вы это не можете выполнить, и извинитесь;
- Если так окажется, что Вы сами обманули ребенка, объясните, чем обусловлена ложь, и обязательно признайте сам факт обмана;
- Не ждите, что дети сразу начнут различать понятия «белая ложь» и серьезный обман;
- Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко;
- Не навязывайте ребенку много правил и не ждите от него много, помните: больше правил - больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, больше вероятности того, что он будет прибегать к обману как к средству избегания наказания;
- Говорите ребенку, что Вы его любите, даже тогда, когда он врет, и что он не плохой ребенок, несмотря на то, что обманул. Прежде чем гневно пресекать обман и выводить врунишку на чистую воду, постарайтесь понять мотивы его поступка. Даже у самого тяжелого проступка бывает другая сторона. Ребенок должен знать, что его поступок не делает его однозначно плохим. Поступок может быть плохим, но не человек! Никогда нельзя спекулировать такими понятиями, как люблю – не люблю. «Уйди отсюда, я не люблю тебя ТАКОГО!». Естественно, в следующий раз ребенок захочет приукрасить себя, чтобы заслужить любовь матери или отца;
- Создайте в семье такую атмосферу, при которой ложь будет не нужна в принципе. Если ребенок знает, что может доверить родителям свои тайны, его поступки обсуждаются и принимаются, а наказание не используется как инструмент воспитания, то мотива для лжи может никогда не возникнуть. Отучить от вранья сложно, проще объяснить ребенку, что к родителям можно идти с любой бедой, не боясь наказания. Он должен быть уверен, что в любом случае наказания без «разбора полетов» не будет;
- Не наказывайте (это может привести к более изощренной лжи), но и не спускайте вранье. Обязательно дайте понять, что любая ложь будет раскрыта, и спокойно постарайтесь выяснить, чего хотел добиться ребенок своим враньем.
Помните, что ребенку необходимо чувствовать себя любимым!
Дайте детям возможность доверять Вам
и нести ответственность за свои поступки!
Памятка родителям, как поддержать самооценку ребенка
Уважаемые родители!
Чтобы не допустить у ребенка глубокого разлада с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку. Как вы можете это сделать?
Научитесь:
- Безусловно, принимать ребенка (любите его не за то, что он красивый, умный, способный и т.д., а просто так, за то, что он есть);
- Слушать ребенка (и Вы узнаете о его переживаниях и потребностях);
- Проводить вместе каждый день хотя бы 30 минут, забыв о своих делах - играть, читать, гулять и т.п. (этим Вы заполните его эмоциональный вакуум);
- Не вмешиваться в занятия, с которыми ребенок справляется сам;
- Помогать, когда ребенок просит;
- Поддерживать успехи ребенка, хвалить его, даже за самое малое (это поможет ему развиваться быстрее и расти здоровым);
- Рассказывать о своих чувствах (честно, не боясь открыться). Ребенок не осудит, а лучше Вас поймет и возникнет взаимное доверие;
- Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: "Как хорошо, что ты у нас есть". "Я рад(а) тебя видеть". "Я так счастлив(а), что ты есть";
- Обнимать не менее 4-х, а лучше 8 раз в день;
- Предъявлять требования, соответствующие возрасту ребенка. Обязательно обсудить их с ребенком, помочь ему понять, почему требования нужно выполнять.
Подсказки для родителей подростков
- Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т. д.
- Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
- Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.
- Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается их отход от родителей.
- Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
- Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли – родители, то она дольше не проходит.
- Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
- Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.
- Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
- Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте...», «Это меня ранит больше, чем тебя...».
- Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
- Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.
- Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».
- Сохраняйте чувство юмора.
Рекомендации родителям по предотвращению кризисного состояния ребёнка
В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:
- Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо;
- Попросите ребёнка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях;
- Выслушав ребёнка, подбодрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту;
- Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь;
- Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готовность родителей защитить ребенка от несправедливости покажет ему, что он не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень дорог, и что родители его действительно очень любят;
- Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать;
- Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и сменить стиль общения во избежание трагедии. Необходимо все бросить и заняться жизнью ребенка, за которого родители несут ответственность. Родители обязаны помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспективу, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть.