УМО классных руководителей - V - VII параллель

План работы УМО классных руководителей 5-7 классов

Классные руководители, 5- 7 классы

№ п/ п

 

Класс

Фамилия,

имя, отчество

педагога

1.     

V «А»

Сидоренко Людмила Александровна

2.     

V «Б»

Пухова Елизавета Кирилловна

3.     

V «В»

Дубровская Анна Ивановна

4.     

V «Г»

Василевич Ольга Алексеевна

5.     

V «Д»

Черноокая Дарья Викторовна

6.     

V «Е»

Полторыхина Дарья Максимовна

7.     

V «Ж»

Кажарнович Ольга Юрьевна

8.     

V «З»

Адасик Ксения Александровна

9.     

V «И»

Колос Анастасия Сергеевна

10.  

V «К»

Лаптинская Мария Ивановна

11.  

V «М»

Новик Анастасия Алексеевна

12.  

V «Н»

Валюк Виктория Владимировна

13.  

V «О»

Борис Евгения Юрьевна

14.  

V «П»

Лепо Вероника Владимировна

15.  

V «Р»

Лисица Александра Александровна

16.  

V «С»

Ясюкевич Юлия Степановна

17.  

V «Ф»

Соколовская Анастасия Игоревна.

18.  

V «Ц»

Акудович Никита Викторович

19.  

VI «А»

Ващенко Карина Игоревна

20.  

VI «Б»

Врублевская Людмила Владимировна

21.  

VI «В»

Каминская Татьяна Антоновна

22.  

VI «Г»

Лебедь Татьяна Геннадьевна

23.  

VI «Д»

Павлючик Цветана Андреевна

24.  

VI «Е»

Талай Екатерина Болеславовна

25.  

VI «Ж»

Писаренко Дарья Александровна

26.  

VI «З»

Жук Ангелина Сергеевна

27.  

VI «И»

Санько Анна Валерьевна

28.  

VI «К»

Рынкевич Надежда Андреевна

29.  

VI «Л»

Яковчук Анжелика Ивановна

30.  

VI «М»

Блыш Марина Федоровна

31.  

VI «Н»

Бернацкая Татьяна Казимировна

32.  

VI «О»

Якимчик Екатерина Игоревна

33.  

VI «П»

Снацкая Ирина Ивановна

34.  

VII А»

Загорская Дарья Петровна

35.  

VII  «Б»

Кузьмич Ольга Генриховна

36.  

VII «В»

Лагода Наталья Валерьевна

37.  

VII «Г»

Крицкая Людмила Владимировна

38.  

VII «Д»

Терменёв Александр Николаевич

39.  

VII «Е»

Жоль Анастасия Васильевна

40.  

VII«Ж»

Станилко Даниил Эдуардович

41.  

VII «З»

Завацкая Кристина Олеговна

42.  

VII «И»

Толочко Анастасия Владимировна

43.  

VII «К»

Бондарук Татьяна Ивановна

44.  

VII «Л»

Стефанович-Валюшко Ольга Петровна

45.  

VII «Н»

Шанчук Надежда Ивановна

 

свернуть

Формы проведения классных часов

     Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей.  Основной формой воспитательного процесса на наш взгляд является классный час. Классный час может и должен послужить решению воспитательных задач.

Но на сегодняшний день диагностика показывает, что роль классного часа утрачена, а, следовательно, эту форму воспитательной работы необходимо строить на ином организационном и содержательном уровне.

    Целью - систематизация знаний и умений в рамках классных часов. Данная цель реализуется через решение задач:

Выбор тем с учетом возраста.

Определение направлений содержания классного часа на основе исследования ценностных ориентаций учащихся.

Выбор форм проведения классных часов.

Разработка диагностики эффективности классных часов с учетом возрастных особенностей учащихся.

Предлагаемая программа позволяет рассматривать классный час как важнейшую форму организации воспитательной работы, которая обеспечивает целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Классный руководитель перед проведением классного часа решает ряд задач:

определить тему и форму;

выбрать место и время проведения;

составить план подготовки и проведения классного часа;

вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;

распределить задания между творческими группами и отдельными участниками;

учитывать возрастные особенности детей, особенности класса, уровень развития

    Формы проведения классного часа могут быть различными: беседа, диспут, игра, встреча с интересными людьми, викторины конкурсные программы, огоньки, экскурсии, круглые столы, конференции, вечера, сборы и др.

 СИТУАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС    

       Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведения и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Технологию ситуационного классного часа включает в себя, по мнению Н.П.Капустина,  такие компоненты, как цель, информация, «Я-позиция», причина «Я-позиции», «Я-позиция» и общественно значимая норма, рефлексия, свободный мир.

КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ  – это демократическая форма организации коллективной жизни класса. Основное его отличие от других форм состоит в том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения.

ИГРА-ПУТЕШЕВСТВИЕ

       Инициативная группа выбирает транспорт и маршрут путешествия (например, по сказкам на ковре самолете и т.д.), изготавливают карту заочного путешествия с указание промежуточных станций, распределяет роли, готовит костюмы и подбирает материал в соответствии с темой путешествия.

Маршрут может быть информационного характера, содержать викторину, тест, развлекательные занятия. Необходимо определить конечный пункт путешествия.

ВИКТОРИНАигра в ответы на вопросы, обычно объединенные  какой-нибудь темой

Требования к викторине:

общая тема;

вопросы должны быть конкретные;

подобрать определенное количество вопросов;

учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы;

продумать форму проведения

Викторина может быть с различными заданиями:

если сможешь – объясни;

какое утверждение верно и т.д.

ДИСПУТустный умный спор, проходящий перед аудиторией между лицами имеющими разные точки зрения по какому-либо вопросу, проблеме

Необходимо заранее выбрать тему с учащимися  и сформулировать вопросы.

Темы должны быть интересными, должны волновать учащихся

Вопросы должны быть конкретными, связны с жизнью людей, их деятельностью или с жизненным опытом

На диспуте можно обсудить литературные статьи, телепередачи, кинофильмы.

Провести подготовительную работу – подбор литературы, выставки, просмотр, чтение.

Атмосфера на диспуте должна быть непринужденная

Психологический настрой аудитории: уметь слушать, не обижаться, уметь доказать свое мнение, смело высказывать свои мысли

Ведущий должен быстро ориентироваться, выбирать главное из высказываний, делать вывод.

ДЕБАТЫ- это воспитательное мероприятие в форме формального спора по определенным правилам, где команды, защищая разные позиции некоего спорного утверждения («ЗА» и «ПРОТИВ»), пытаются убедить третью сторону, судей, в том, что их позиция верна. Приводимые аргументы должны быть подкреплены доказательствами. Помимо критического мышления, дебаты развивают и  исследовательские навыки.

 ГОСТИНАЯ (поэтическая, музыкальная, педагогическая…)    

форма занятий, способствующая объединению людей для  свободного общения по интересам.

Требования: сбор гостей сопровождается музыкой (достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов).

Выбираются ведущие (хозяева гостиной), которые руководят ходом гостиной. Хозяйка гостиной помогает удобно расположиться, каждого одарит улыбкой.

Начинается гостиная с представления гостей. Если появляется новое лицо, то в первую очередь представляют его всем.

Затем любой может сказать о ком-то несколько слов как дополнительную информацию, углубляющую знания об этом человеке.

Слова могут быть любые, главное, доброе расположение друг к другу, психологический климат гостиной.

Затем участники гостиной делятся своими воспоминаниями. Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности.

Тематика гостиной определяет и тему воспоминаний: в музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; в поэтической – то, что определило сегодняшний интерес к поэзии; в спортивной – случаи, связанные со спортом. Необходимо позаботиться  о красивом, удобном интерьере, свободном передвижении гостей, оформлении.

Выступления гостей сопровождаются обмениванием «дружескими сувенирами»: «Что я вам принес…».

В соответствие с темой гостиной преподносятся «сувениры» в виде слайдов, фотографий или открыток, сообщений и советов на данную тему.

Формы гостиных бывают разнообразные (например, кинологическая гостиная – собирает гостей, любящих собак; астрологическая гостиная – гости увлекаются астрологией).

ВЫСТАВКА

В организации выставки можно задействовать группу людей.

Необходимо расставить столы, разместить на них экспонаты, изготовить таблички с названиями и фамилиями. Сделать наградные дипломы. Перед открытием выставки представьте возможность специальной «экспертной комиссии», оценить художественное достоинство находок и поделок.

БЕСЕДАметодическое привлечение учащихся для обсуждения, анализа поступков сверстников и для выработки нравственных взглядов, обсуждений, оценок ,и как форма разъяснений школьникам норм и принципов, осмысление обобщения опыта.

Беседа – это традиционная форма воспитания. Главное назначение помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения.

Беседы бывают групповые и индивидуальные

Основные этапы проведения бесед:

сообщения фактов, взятых из жизни или привлечение ярких отрывков из художественных произведений.

объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников;

отсутствие конфликтных ситуаций;

обобщение фактов;

применение усвоенных понятий.

КОНФЕРЕНЦИЯ – (лат.слово собирать в одно место) собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов

Методика проведения:

Определение темы конференции;

Оповещение о сроках

Программа

Список литературы, вопросов выносимых на обсуждение

Подготовка к конференции (работа с литературой, энциклопедиями, просмотр кинофильмов посещение музеев, встречи с интересными людьми)

Составление каждого участника краткого плана выступления проведение индивидуальных и групповых консультаций

Проведение

Подведение итогов. Обсуждение      

 УСТНЫЙ ЖУРНАЛсловесно-логическая форма классного часа. Основными средствами воздействия является слово, вызывающие ответные эмоции у детей. Главное здесь обмен информацией, сообщения учеников, учителя.

Требования к устному журналу

Тема

Отражение темы через подвопросы

Наглядность (главное нарисованный журнал)

Подготовка детей

Музыкальное сопровождение

 ИГРА – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Игры не несут в себе ярко выраженной общественно политической направленности, но они способствуют развитию и воспитанию участников.

К ним относятся: деловые игры, сюжетно-ролевые, познавательные и др. Названия которых могут звучать так: «Что?Где? Когда?», «От всей души», «Колесо истории» и др. 

ДИСКУССИЯэто спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему.

Латинская основа «дискуссия» означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса

Дискуссия может:

акцентировать внимание на актуальность проблемы;

выбрать общее мнение;

побудить к практическим действиям.

План проведения дискуссии

Зачин

Собственно дискуссия

Завершение      

Дискуссия- воспитательное мероприятие в форме ритмичного чередования суждений по предложенной теме: как на качелях два партнера обеспечивают взлет вверх за счет поочередных толчков – «бросков» своей мысли. Группы (или два человека) располагаются друг против друга. При произнесении ведущим вопроса «качели» начинают раскачиваться… Возможна «перекличка» афоризмов, отстаивающих 2 разных точки зрения обсуждаемой проблемы.

ПРАЗДНИК – массовое мероприятие, проводимое в соответствии с традициями общеобразовательного учреждения.

Праздник – день  торжества установленной в честь или в память кого или чего-нибудь. День игр, развлечений. 

Большое значение имеет музыкальное оформление праздника. Условно структуру праздника можно определить так: вступление, основная часть, заключение.  

ИНТЕРВЬЮанглийское слово предназначено для распространения в печати, по радио, телевидению, беседа в форме вопросов и ответов с государственным или с каким-либо другим деятелем.

Беседа используется по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых на вопросы служат исходным материалов для обобщений.

ТУРНИР – немецкое слово, состязание, соревнование по круговой системе. 

форма познавательной деятельности учащихся. Это творческое состязание нескольких команд-участников (обычно по 5 человек), в котором команды по очереди «атакуют» и «обороняются», задают вопросы «противнику» и коллективно готовят ответы на вопросы соперников по игре. Турниры бывают однопрофильные или комплексные, когда туры состязаний посвящены различной тематике. Количество туров в игре определяется количеством команд-участниц. После завершения турнира каждая команда подводит итоги тура, за проведение которого она была ответственной. Победителем турнира становится команда, набравшая наибольшее суммарное количество баллов.

ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННАЯ ИГРА 

Искусственно задается определенная программа, требующая решения здесь и сейчас. Учащиеся без подготовки предлагают выходы из предложенной ситуации. Задача участников найти наилучший вариант решения. В финале игры количество обсуждает, как проходила игра, каковы были трудности, что получилось и что не удалось.

РОЛЕВАЯ ИГРАигра, в которой каждый участник коллектива имеет определенную роль, которую он играет на протяжении всей игры.

В нашей программе есть такая форма как исторический урок, на котором учащиеся знакомятся с историей города, своей страны.       

ЯРМАРКА регулярно в одном месте и в одном время устраиваемый большой торг, с увеселениями, развлечениями. 

АНТИБРИГАДА – агитационная.

Активная деятельность среди широких масс, имеющая целью распространение идей с помощью выступлений, плакатов, лозунгов. 

форма политического и нравственного воспитания, обеспечивающая органическое соединение глубокого содержания с яркими художественно-выразительными, эмоциональными формами. Главное в выступлениях – это современность, меткость, острота исполняемых скетчей, куплетов, сценок, которые призывают молодежь не оставаться безразличной, а активно включаться в жизнь общества.

 ВЕЧЕР- дно из самых популярных и любимых учащимися мероприятий. Тематика вечеров разнообразна: одни из них могут быть приурочены к памятным датам и праздникам, другие - интересным фактам истории страны, различным проблемам общественно-политической жизни, литературе, искусству, природе. Инициативная творческая группа разрабатывает программу предстоящего вечера, продумывает сценарий, организовывает репетиции, готовит объявление-анонс и пригласительные билеты. Успех проведения вечера  зависит от тематики, содержательной насыщенности и эмоциональной выразительности

 ВАХТА ПАМЯТИ -серия мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и уважительного отношения к героическим поступкам своих соотечественников: ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам. В эти дни организуются встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективный просмотр и обсуждение кинофильма, читательская конференция, тематические конкурсы и викторины, военно-спортивные соревнования, игры. Завершается день музыкально-тематической композицией или праздничным концертом.

 БРЕЙН-РИНГ - интеллектуальная игра, способствующая развитию познавательных способностей учащихся, логики мышления, популяризации среди молодежи знаний по разным отраслям науки и культуры. Правила проведения заимствованы из одноименной теле-игры, которая основана на принципе состязательности, сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные вопросы.  

 АУКЦИОН (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ) -игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить» предлагаемый «товар» (книгу, репродукцию, диск и т.п.), надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете. Разыгрываемую «ценность» приобретает тот, кто сообщил необходимые сведения до третьего удара гонга.

Заочное путешествие- проводится с целью более глубокого ознакомления молодежи с экономикой, наукой, культурой как своей, так и других стран. Основные задачи «путешествия»: расширить кругозор воспитанников; пополнить багаж знаний; стимулировать познавательную активность. Для организации заочного путешествия создается штаб из представителей учащихся и педагогов, который разрабатывает маршрут «путешествия», его «привалы», подбирает и рекомендует литературу для прочтения, определяет задания творческим группам коллектива и отдельным учащимся. В ходе подготовки учащиеся знакомятся с периодической печатью и рекомендованной литературой, встречаются со специалистами, посещают памятные места, предприятия, учреждения, культурные центры, готовят сообщения и наглядный материал.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС - это ролевое игровое воспроизведение эпизода из прошлого, главная цель которого – извлечь урок на будущее для собственной жизни. Эпизодом для анализа избирается то, что сообщает история, повествуя о наиважнейших для человечества событиях, факты о выдающейся личности, также то, что произошло вчера (это уже прошлое) с кем-то из знакомых. Спектр исторического выбора здесь максимальный. Фабула игры задается содержанием свершившегося. Смысл состоит не только в воспроизведении исторического эпизода, но и в реакциях свидетелей, наблюдателей, современников, оказавшихся рядом с событием. Поэтому участникам раздаются роли, чтобы можно было представить, как по-разному вели себя персонажи исторического события.

РАЗБРОС МНЕНИЙ - это оперативная и гибкая форма организации группового дела с целью выявления общественного мнения и содержащая организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Методическим ключом служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Начальная фраза дает направление мысли, помогает учащемуся в первый момент беседы начать разговор и определяет ракурс взгляда на поставленный вопрос. Недописанные фразы могут быть следующего характера: «Мне кажется, что в этом вопросе главным является…», «Моя точка зрения заключается в…» и т.д.

РОЛЕВАЯ ИГРА «СУД НАД…..»- «Суд над сигаретой»;«Обвиняются наркотики» и др.

это вид имитационной игры, которая проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества (равнодушие, наркомания, хулиганство и т.д.), человеческими пороками (лень, жадность, цинизм),  безнравственными поступками (предательство, воровство)

ТОК- ШОУ- дискуссия с возможно большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора путем соотнесения своих ценностных установок с суждениями одногруппников, с общепринятыми нравственными требованиями. При подготовке важно определить способ постановки проблемы: рассказ человека в маске, «история маски»; демонстрация фрагмента кино- или видеофильма; прочтение ситуации из книги, журнальной или газетной статьи; инсценировка ситуации.

«Я – профессионал»;«Семь – Я»;«Жизненные ценности»;«Бизнес и мораль»

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ- своеобразная форма работы, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию из области политики, науки, техники, литературы, искусства; проводится устный журнал самими учащимися. Часть журнала, который освещает один вопрос, условно называют «страничка» журнала. Общий его объем 3-5 «страниц». Устный журнал может иметь тематический или обзорный характер.

ЭСТАФЕТА МНЕНИЙ- ценностно-ориентационная форма деятельности, заключающаяся в поочередном высказывании мнений учащихся по определенной тематике. Суть состоит в том, что один или группа учащихся начинает эстафету, остальные ее продолжают, все более углубляясь и детализируя предложенную тему.

Формы проведения современного классного часа

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Основные формы проведения классного часа:

  • дискуссионные формы
  • формы состязательного характера
  • творческие формы
  • игровые формы
  • формы психологического просвещения
  • подвижные формы
  • формы работы вне школы
  • Дискуссионные формы: - диспут, - дискуссия, - конференция, - круглый стол, - вечер вопросов и ответов, - встреча с приглашенными людьми, - лекция, - лекторий, - аукцион;
  • Формы состязательного характера: - конкурс, - викторина, - путешествие, - КВН, - эстафета полезных дел, - смотр, - парад, - презентация, - турнир, - олимпиада;
  • Творческие формы: - фестиваль, - выставка, - устный журнал, - живая газета, - творческий труд, - представление (проектов), - юморина, - спектакль, - концерт, - ярмарка;
  • Игровые формы: - ролевые игры, - сюжетные игры, - интеллектуальные, - игры – катастрофы;
  • Формы психологического просвещения: - тренинг, - исследование;
  • Подвижные формы: - веселые старты, - малая олимпиада, - школьная олимпиада, - день...(атлетики, здоровья и т.д.);

 

Формы работы вне школы: - экскурсия, - поход, - выход (концерт, цирковое, театральное представление).

 Приемы технологии РКМ

(развития критического мышления)

1.Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова

2.Кластеры, денотатный граф

3.Инсерт

4.Дерево предсказаний

5.Дневники и бортовые журналы

6.Работа в группах

7.Дискуссии

8.Приемы проведения рефлексии

9.Стратегия «РАФТ»

10.Ранжирование

11.Пирамида приоритетов

12.Стратегия IDEAL

Приемы стадии вызова

  • Верные и неверные утверждения («верите ли вы»)

Этот прием может быть началом классного часа.  Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил)

"Ключевые слова"   Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Денотатный граф -[от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. (вызов, осмысление, рефлексия)

Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?      

Таблица – ЗХУ (знаю –хочу знать – узнал) (Донна Огл)

(собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их)

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

Х - что мы хотим узнать

З - что мы знаем

 Работа в группах

Работа в группах - "Обучение сообща"     или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.

Технология проведения перекрестной дискуссии:

   - Формулировка вопроса.

   - Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.    - Составление схемы для перекрестной дискуссии.    Она выглядит так.    Вопрос - проблема? Да (за)    Нет (против) 1.              1. 2.              2. 3.              3.

Вывод (краткий): Да, потому что…    Нет, потому что…

   - Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против".    

Пирамида приоритетов

Схема

(ее необходимо видоизменять в зависимости от ситуации)

  • Составьте перечень
  • По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее.
  • На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности.
  • Объясните свои приоритеты.

Стратегия IDEAL

(увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения)

Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL

  • Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема.
  • Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая форма работы)
  • Выдвижение гипотез
  • Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа).
  • Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.
  • Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы).
  • Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.

Основные методические инновации в воспитании связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения.  Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на классных часах организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Технологии интерактивного обучения.

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы ("вертушка", "большой круг", "аквариум"). Это формы совместного обсуждения проблемы и выработки общего решения. Они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Приемы и методы интерактивного обучения.

1 - работа с афоризмами;

2 - дебаты;

3 - социально-педагогические и психологические игры;

4 - социально-психологическая олимпиада;

5 - коллаж;

6 - социально-значимые проекты;

7 - социокультурное мероприятие;

8 - социально-педагогический тренинг;

9- упражнения

1.Самостоятельная работа с афоризмами

Афоризм – это краткое изречение, законченная мысль, выраженная точно, оригинально, сжато и емко.

Методика работы с афоризмами:

  1. Обсудите в группе все высказывания о привычках (или роли самообразования и т.д.) известных мыслителей прошлого и наших современников.
  2. Выберите три (в зависимости от количества афоризмов – можно и больше) наиболее понравившихся вам высказывания и объясните свой выбор.
  3. Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны и прокомментируйте их.
  4. Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?
  5. Произнесите афоризм, поставив в нем логическое ударение на разные слова.
  6. Произнесите афоризм, с различным настроением (грустно, весело, пафосно..)

2.Дебаты

Дебаты (от фр. Debates) определяются как «прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании».

В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису.

Проведению дебатов по социально-нравственной проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:

  • распечатка материалов;
  • знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
  • определение исходного тезиса дебатов;
  • работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;
  • индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Кроме того, можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей доклада, выступления и т.д.

Важно пояснить участникам дебатов, что тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис.

Порядок (процедура) проведения дебатов

Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

  • Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);
  • Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);
  • В конце зала посередине – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дебаты «Господин Председатель…»

Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму «Господин (Госпожа)».

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.

Далее роли распределяются следующим образом:

  • Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
  • Третьи номера опровергают аргументы соперников;
  • Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

3.Социально-педагогические и психологические игры

Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.

  1. Коллаж

Коллаж (от франц. Collage – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи: Развивающие:

- формирование художественно-оформительских способностей;

- развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;

- развитие творческого мышления;

- выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;

- развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

- формирование авторских умений и навыков;

- выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;

- создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;

- развитие личной и групповой активности, инициативы;

- создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.

Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:

  • Формирование небольших групп (не более 5 чел.)
  • Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж»
  • Наш класс

Лицом к лицу

Участники делятся на 1 группы. Одна группа молча наблюдает. Другая играет.

На двух противоположных стенах крепятся знаки +,-, то есть, согласен и не согласен.

Участники второй группы после ознакомления с предложенным тезисом, должны подойти к той или иной стене, в зависимости от выбора, отражая свою позицию. Затем происходит аргументация позиций разных сторон.

Можно предложить участникам первой группы определиться с выбором, присоединившись к той или иной группе.

Притча.

1.Читается притча, предлагаются вопросы для обсуждения.

  1. Читается притча без окончания, предлагается обсудить, чем она могла бы закончиться.

 Упражнение «Два мнения»

Пригласите двух участников и предложите им спорное утверждение. Образно замените спор перетягиванием веревки. Побеждает тот, кто убедил друга поступить также.

 Упражнение «Шаги»

Заготовьте утверждения-мифы, предложите участникам встать в одну линию, зачитывайте утверждения. Если участники согласны. То делают шаг вперед. Либо можно заменить шаги хлопками.

 Упражнение «Паутина»

Участники становятся в круг, бросают клубок ниток, обмотав часть нити вокруг пальца. Каждый, кому кинут, называет последствия употребления алкоголя. Нельзя давать клубок рядом стоящему и одному и тому же человеку. В центре образуется паутина. Сравните ее с опасностью вредных привычек.

 Упражнение «Моток пряжи»

Предложите участникам передавать клубок по кругу. Обмотав вокруг пальца часть нити, озвучивая при этом, если попался желтый фрагмент -последствия табакокурения. Красный - алкоголя. Зеленый - наркотиков. Синий- ранних сексуальных связей. А потом отказаться, сматывая клубок от всего выше перечисленного.

 Упражнение «Самое дорогое»

Ведущий раздает по 2 маленьких листочка и предлагает написать самое заветное желание, на другом - имя самого дорогого человека. Листочки кладутся пред игроками, ведущий забирает один из них. Вы потеряли то, что для вас дорого, вы расстроены? Так может случиться, если вы попадете в зависимость от…

Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

 

свернуть

Памятка по заполнению документации классного руководителя

Количество часов ВР в соответствии с тарификацией. (4ч или 5ч в неделю)
2. Заполнение часов ОВР в неделю в журнале (заранее не записывается!):
• Классный час 1ч 
• Информационный час 0,5ч (1 раз в месяц тематический - 1ч)
• 6 школьный день (суббота) 1ч 
• Работа с родителями и индивидуальная работа с учащимися (в записях обязательно фамилии, цель работы) 1ч 
• Остальная воспитательная работа 0,5-1,5ч 
3. Темы по ВР должны соответствовать методическому письму по воспитательной работе 2021/2022г.
4. Своевременность заполнения журнала обязательна. 
5. В период отсутствия (на больничном, отпуске, сессии, курсах) обязательна запись классного часа (с прописью фамилии и инициалов заменяющего педагога).
6. Запись в одной ячейке ведётся в 1-2 строки. 
7. Запись отработки часов ОВР в каникулярный период в соответствии с тарификацией. 
8. Запрещается использовать корректор, допускать исправления.
9. Документы, заполняемые на начало учебного года:
• Социально-педагогическая характеристика класса.
Одна хранится у классного руководителя, вторая у социальных педагогов. Все изменения вносится и там и там.
• План по воспитательной работе (разрабатывается на полугодие).
Является рабочим, т.е. вы планируете заранее мероприятия, а потом в течении года их изменяете по надобности.
• Занятость учащихся  в кружках и секциях (общая и аналитическая).
• Протокол по ТБ на время 1 четверти.
В дальнейшем все протоколы заполняются по принципу:
Номер протокола соответствует порядку:
• 1 четверть – № 1
• Осенние каникулы – № 2
• 2 четверть – № 3
• Зимние каникулы – № 4
• 3 четверть – № 5
Дополнительные каникулы (1,2 кл.) – №5.1
• Весенние каникулы – № 6
• 4 четверть – № 7
• Летние каникулы – № 8.
При наличии выездов, номера протоколов сдвигаются вниз.
Ответственное лицо – классный руководитель (фамилия, инициалы).
Отметка о прохождении – прошёл/прошла/подпись.
 Если классный руководитель отсутствует – дата в протоколе прописывается последним заменяемым классным часом. Ответственный – заменяемый педагог.
• Все учащиеся должны быть с разрешениями о посещении различных мероприятий.
• 2-4 классы все учащиеся с разрешениями о самостоятельном уходе домой. В 1 классах по желанию родителей.
• Протокол родительского собрания с прилагаемым листком присутствующих.
Не меняем структуру и стиль документов, которые являются бланками! 

Количество часов ВР в соответствии с тарификацией. (4ч или 5ч в неделю)

  1. Заполнение часов ОВР в неделю в журнале (заранее не записывается!):
  • Классный час
  • Информационный час 0,5ч (1 раз в месяц тематический - 1ч)
  • 6 школьный день (суббота)
  • Работа с родителями и индивидуальная работа с учащимися (в записях обязательно фамилии, цель работы)
  • Остальная воспитательная работа 0,5-1,5ч
  1. Темы по ВР должны соответствовать методическому письму по воспитательной работе 2021/2022г.
  2. Своевременность заполнения журнала обязательна.
  3. В период отсутствия (на больничном, отпуске, сессии, курсах) обязательна запись классного часа (с прописью фамилии и инициалов заменяющего педагога). 6. Запись в одной ячейке ведётся в 1-2 строки.
  4. Запись отработки часов ОВР в каникулярный период в соответствии с тарификацией. 8. Запрещается использовать корректор, допускать исправления.
  5. Документы, заполняемые на начало учебного года:
  • Социально-педагогическая характеристика класса.

Одна хранится у классного руководителя, вторая у социальных педагогов. Все изменения вносится и там и там.

  • План по воспитательной работе (разрабатывается на полугодие).

Является рабочим, т.е. вы планируете заранее мероприятия, а потом в течении года их изменяете по надобности.

  • Занятость учащихся в кружках и секциях (общая и аналитическая).
  • Протокол по ТБ на время 1 четверти.

В дальнейшем все протоколы заполняются по принципу:

Номер протокола соответствует порядку:

  • 1 четверть – № 1
  • Осенние каникулы – № 2
  • 2 четверть – № 3
  • Зимние каникулы – № 4
  • 3 четверть – № 5

Дополнительные каникулы (1,2 кл.) – №5.1

  • Весенние каникулы – № 6
  • 4 четверть – № 7
  • Летние каникулы – № 8.

При наличии выездов, номера протоколов сдвигаются вниз.

Ответственное лицо – классный руководитель (фамилия, инициалы).

Отметка о прохождении – прошёл/прошла/подпись.

 Если классный руководитель отсутствует – дата в протоколе прописывается последним заменяемым классным часом. Ответственный – заменяемый педагог.

  • Все учащиеся должны быть с разрешениями о посещении различных мероприятий.
  • 2-4 классы все учащиеся с разрешениями о самостоятельном уходе домой. В 1 классах по желанию родителей.
  • Протокол родительского собрания с прилагаемым листком присутствующих.

Не меняем структуру и стиль документов, которые являются бланками!

 

свернуть

Нормативные правовые документы и программно-планирующая документация воспитания

Методические рекомендации

свернуть