9 классы
Роль семьи в формировании негативного отношения к употреблению алкоголя в подростковом возрасте
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
Уважаемые родители, хотелось бы представить Вам некоторые рекомендации психолога в период подготовки Ваших детей к экзаменам. Любые жизненные изменения нарушают психологическое равновесие личности. Очевидно, что любой экзамен провоцирует стресс: сильное волнение, страх, неуверенность в себе, нервозность или депрессии.
Убедите Вашего ребенка, что неудовлетворительная оценка – это не крах всему на свете.
Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки. Позитивный настрой – это источник “добрых” эмоций и творческой энергии. Эффективность труда зависит от эмоционального состояния, в котором мы воспринимаем информацию. Итак. Если мы готовились в спешке, заучивали сложные формулы и постулаты, в суете собирались на экзамен, то и на экзамене наши мысли будут также скакать. Теперь мы только в спешке можем что-то вспомнить, потому что в спешке запоминали.
Попытайтесь создать ребенку комфортные условия для подготовки. Если Вы видите, то Ваш ребенок занимается, освободите его на время от каких-то домашних обязанностей.
Обратите внимание на то, каким образом Ваш ребенок запоминает материал.
Зубрить, не вникая в смысл прочитанного, писать шпаргалки, надеяться на “счастливый” билет или “неписаные” правила, например, класть учебник под подушку перед сном, не мыть голову…чтобы не смыть знания и т.д., очень вредны для Ваших детей. Такие советы провоцируют формирование комплекса “неполноценности”, ребенок разочаровывается в себе, когда он думает, что, несомненно “хуже других”. Комплекс “неполноценности” - самое плохое, что могло придумать наше сознание. Порождая неуверенность, этот комплекс ведет к неуспеху. Неуверенность довольно часто бывает обусловлена переутомлением.
Уважаемые родители, следите, чтобы Ваш ребенок во время подготовки не переутомлялся. Отдыхал и бывал на свежем воздухе. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.
Относитесь спокойнее к их нервозности в этот период! Ваш ребенок индивидуален, не похож на других и для Вас самый лучший в мире. Сейчас тот самый момент, чтобы дать понять ему это!!
Обратите внимание, что перед экзаменом лучше спать, чем учиться! Только во сне в нервных клетках образуется “тигроидное” вещество, которое необходимо для полноценного бодрствования. Чрезмерный расход этого вещества приводит к серьезным нарушениям психики.
Эмоционально поддерживайте Ваших детей. Больше хвалите своих детей! Подбадривайте их. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. Самое главное в ходе подготовки к экзаменам — это снизить напряжение и тревожность ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Некоторые особенности запоминания:
- Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
- При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
- Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
- Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
- Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
- Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Приемы психологической защиты:
- Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для Вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
- Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и Вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание.
- Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую радость.
- Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.
- Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра».
- Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
Как помочь подростку выбрать профессию?
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…
Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
- «Хочу» — это желания, интересы, склонности личности.
- «Могу» — это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
- «Надо» — это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
- знаниях о мире профессий;
- знаниях о выбираемой конкретной профессии;
- изучении своих интересов;
- изучении своих способностей;
- знании своих сильных и слабых качеств;
- состоянии своего здоровья;
- учёте материальных условий семьи;
- учёте ситуации на рынке труда.
Необходимо:
- Решить какой путь избратьпосле 11 класса: продолжать образование в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
- социальный заказ, положение на рынке труда;
- уровень материального обеспечения семьи;
- возможности получения помощи в обучении;
- условия оплаты труда в данной сфере;
- местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
- Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
- Учесть возможности ребенка («Я-могу»):
- интересы, склонности;
- успехи в учёбе и потенциальные способности;
- свои сильные и слабые стороны;
- состояние здоровья.
При выборе будущей профессии нужно:
- Учесть какие профессии и специальности нужныв регионе, где вы живете.
- Учесть особенности ребенка(интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
- Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
- Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностямиребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
- Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
Ошибки при выборе профессии:
- увлечение внешней или частной стороной профессии;
- незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
- неумение разбираться в своих способностях.
Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка.
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 16-17 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
Агрессия, ее причины и последствия
Цель:
повышение уровня психологической компетентности родителей.
Задачи:
способствовать развитию конструктивных детско-родительских отношений;
формировать представления о причинах агрессивного поведения подростков;
предложить родителям рекомендации по профилактике агрессивного поведения подростков;
мотивировать родителей к применению способов управления гневом в различных ситуациях.
Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые родители! Для наших детей существуют два важных мира – семья и школа. С одной стороны, они существуют и развиваются самостоятельно, а с другой стороны они взаимодействуют между собой и оказывают большое влияние на развитие наших подростков. Психологический комфорт и результативность их обучения напрямую зависят от того, как происходит взаимодействие между родителями и учителями.
Учитель предлагает родителям посмотреть видеоролик «Успейте заметить, о чем молчит подросток – агрессия» (https://www.youtube.com/watch?v=sR5iQux-f3g)
После просмотра родителям предлагают ответить на вопрос «Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор?». Родители высказывают свои предположения.
Сегодня наша встреча будет посвящена такой важной теме, как агрессия. В подростковом возрасте человек переживает кризис, связанный со взрослением и однажды происходит то, что ребенка как будто кто-то подменяет: был ласковым котенком, а превращается в колючего ежа. Там, где была тихая гавань, уже зияет огромная пропасть. Попытки докричаться друг до друга делают эту пропасть еще глубже. В чем причины таких изменений? У одних подростков период агрессии приходится на 12 лет, у других проявляется в 14-15, а у третьих затягивается до 17-18. Можно ли подготовиться к таким изменениям в жизни вашего ребенка? Как найти золотую середину и не навредить ребенку своими действиями? На эти и другие вопросы мы будем вместе искать сегодня ответы.
Основная часть.
В повседневной жизни подростки часто сталкиваются с проявлениями агрессии. Это стычки и драки со сверстниками, это грубость и хамство, жестокость и причинение боли себе (аутоагрессия – когда подростки начинают экспериментировать с телом, прокалывать уши, наносить татуировки). В это время страдают отношения в семье и с окружающим миром, агрессивное поведение сказывается на учебе.
Современный подросток сталкивается с агрессивным поведением и в интернете – виртуальным насилием, преследованием и запугиванием в Сети. Эта проблема особенно актуальна в среде подростков, для которых социальные сети являются неотъемлемой частью жизни. Логично, что их конфликты перетекают из оффлайн в онлайн. Подростки становятся жертвами атак хейтеров (от англ. hate – ненависть), людей, которые испытывают и выражают ненависть, злобу по отношению к чему- или кому-либо, которые пишут злобные комментарии, унижающие честь и достоинство других людей. Главная цель для них – дать выход токсичным эмоциям. Это явление называется кибербуллингом. Его опасность в систематичности и реальной цели нанести вред, а также в том, что такое поведение приводит к продолжительным мучительным переживаниям, а иногда и летальным исходам для его жертв. Об этом виде насилия мы поговорим в другой раз, а сегодня же мы обсудим особенности агрессивного поведения в реальных взаимоотношениях подростков и их родителей.
В подростковом возрасте детям свойственно вступать в борьбу против всех, искать приключения и отстаивать свое место под солнцем. Но жажда острых ощущений и новых впечатлений, стремление почувствовать себя независимым и взрослым нередко приводят к серьезным проблемам, в том числе и с законом.
Далее учитель предлагает родителям ответить (не проговаривая ответы вслух) на вопросы, размещенные на слайде презентации.
- Какие чувства Вы испытываете к своему ребенку, когда он ведет себя агрессивно?
- Как вы думаете, какие причины приводят к тому, что он так себя ведет?
- Что вы делаете, когда ребенок проявляет агрессию?
- Какие ваши слова или действия помогают ребенку стать спокойнее?
- Какие слова или действия помогают ребенку понять, что вы его понимаете и любите?
- Какие слова или действия могут помочь вашему ребенку чувствовать себя успешным?
Время для самоанализа – до 8 минут.
После самоанализа учитель предлагает желающим высказаться, ответив на следующий вопрос: «О чем вы думали, когда анализировали взаимоотношения со своим ребенком?»
Если родители проявляют пассивность, педагог высказывает предположения, которые они могли бы высказать, анализируя взаимоотношения со своими детьми.
Далее, учитель знакомит родителей с основными понятиями.
Агрессивность – это особенная характеристика человека, которая понимается как склонность к агрессивному поведению, неспособность контролировать свои реакции, проявление враждебности к другим. Под агрессией понимают сильные физические, словесные или символические действия, содержащие угрозу или наносящие психический или физический вред или ущерб другим людям.
Агрессия может выполнять в подростковом возрасте защитную роль. Молодые люди используют ее для того, чтобы защитить свое мнение, отстоять границы, справиться со страхами. В этом возрасте происходит и гормональная перестройка, которая неизбежно сказывается на поведении.
Как распознать подростковую агрессию?
Для того чтобы распознать подростковую агрессию необходимо понаблюдать за ребенком и определить, есть ли в его поведении что-то из нижеперечисленного.
Физическая агрессия: крайнее проявление агрессии и жестокости, это драки и физические столкновения с кем-либо.
Раздражение: грубость и вспыльчивость.
Вербальная агрессия: все словесные выражения гнева, ребенок при любой острой ситуации или, казалось бы, на ровном месте кричит, угрожает, прибегает к шантажу («выпрыгну из окна», «уйду из дома»).
Косвенная агрессия, направленная на жертву: злобные шутки, сплетни.
Ненаправленная агрессия: топает ногами, кричит в толпе.
Причины агрессивного поведения.
Причины агрессии могут находиться в семье или в личной жизни подростка, в его душевном состоянии, во внешних обстоятельствах (стрессы, переутомление, болезнь, неправильно питание, режим дня). Подросток проявляет агрессию:
- когда страшно, что его не любят, не понимают, что он один в этом мире;
- когда не видит другого способа самоутвердиться или привлечь внимание взрослых, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия;
- когда начинает бороться за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки (смысл агрессивного поведения для взрослеющего ребенка – отстоять право самому делать выбор, самому решать проблемы и вообще показать, что он личность);
- когда обижен на родителей (смысл агрессивного поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..»);
- когда теряет уверенность в себе (накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, из-за низкой самооценки, подросток приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «И пусть плохой», «И буду плохой!»);
- когда в доме неблагоприятная эмоциональная среда, а агрессивное поведение – норма для членов семьи;
- когда подросток большое количество времени проводит в агрессивной медиа-среде, чрезмерно увлечен компьютерными играми с агрессивным контентом, в том числе.
Родители понимают, что подростковый период – это сложное время не только для самого ребенка, но и для всей семьи. Время, когда над собой нужно, прежде всего, работать родителям. Научиться не отвечать криком на крик, найти в себе внутренние ресурсы оставаться спокойными и мудрыми.
Профилактика подростковой агрессии. Советы родителям.
- Позвольте подростку быть самостоятельным, самому решать свои проблемы, проявлять инициативу. Не диктуйте, как поступить, а спросите, чем вы можете помочь.
- Сделайте так, чтобы в семье уровень агрессии был максимально низким.
- Выстраивайте доверительные отношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Уровень агрессии будет ниже, так как ребенку не придется обращать на себя внимание экстремальными способами.
- Хорошо, если у подростка будут увлечения, которые направят его энергию в мирное русло. Например, фехтование, бокс или занятия танцами.
- Хвалите подростка за его достижения и старания, поддерживайте, даже если его увлечения вам кажутся пустяковыми.
От агрессивности больше всего страдает сам подросток: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а чаще всего в страхе. Все это делает его несчастным. Забота и тепло для него лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его.
После данной информации учитель предлагает родителям на слайде презентации способы владения гневом в различных ситуациях в виде таблицы «Рецепты избавления от гнева».
Рецепты избавления от гнева
Рецепт |
Пути выполнения |
1. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии |
Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я расстроена. Хочу побыть одна», или «Я сейчас расстроена. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня» |
2. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, чтобы вас могло бы успокоить |
Примите теплую ванну или душ, выпейте чаю. Позвоните друзьям. Послушайте любимую музыку. Расслабьтесь, просто лежа на диване |
3. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно |
Проводите с подростком как можно больше времени. Слушайте его. Делитесь с ним своим опытом. Если в семье несколько детей, общайтесь не только со всеми, но и уделяйте внимание каждому из них в отдельности |
4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев |
Не позволяйте подросткам выводить вас из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (переключаясь на хорошие мысли, делая дыхательные упражнения) и ситуацией |
5. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия |
Отложите или отмените все совместные дела с подростком (если это возможно). Старайтесь не прикасаться к подростку в минуты раздражения |
Учитель предлагает список литературы, электронных источников и материалы по теме, находящиеся в приложениях (приложение 1, 2, 3), с которыми родители могут познакомиться в свободное время.
Таким образом, родителям очень важно понимать, что главные усилия нужно направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это – единственный путь, чтобы выстроить хорошие отношения с взрослеющим ребенком, для того чтобы он был успешным в будущей жизни.
Заключительная часть.
После этого учитель обращается к родителям со словами: «Дорогие родители! Помните, что за любыми вспышками гнева или ярости у ваших детей скрываются боль, обида или разочарование, постарайтесь услышать и понять, то, что они хотят сказать, услышать их радость и боль, отреагировать и помочь. Уважаемые родители, если вы заметили у своего ребенка появление злых шуток в отношении других людей, участие в ссорах и драках, желание ломать и разрушать, изменение настроения не оставляйте его без своего внимания, при необходимости обратитесь к специалистам школы, города. Помните, бывают ситуации, когда только ваше родительское внимание и поддержка, помощь специалистов могут сохранить здоровые отношения с вашим ребенком».
Учитель предлагает родителям номер телефона экстренной психологической помощи и другие номера, по которым родители могут обратиться за профессиональной помощью (эти номера телефонов можно разместить и в родительских чатах). Далее учитель информирует о разделе официального сайта учреждения образования (дается активная гиперссылка или QR-код), где размещены материалы для родителей.
Список использованных источников:
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedklassy.bspu.by/files/docs/books/1_knigi/2_pdf. – Дата доступа: 05.05.2022.
- Сенько, Т. В. Психология взаимодействия: Часть четвертая: Истоки агрессивного поведения детей / Т. В. Сенько. – Минск : Карандашев, 2002. – 256 с.
- Сорока, Е. Виртуальное насилие: преследование в сети / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – 2021. – № 9. – С. 16-19.
- Сорока, Е. Как не стать сетевым обидчиком / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – 2021. – № 9. – С. 20-21.
- Успейте заметить, о чем молчит подросток – агрессия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sR5iQux-f3g. – Дата доступа: 05.05.2022.
Рекомендуемая литература и электронные ресурсы для родителей:
- Агрессия: причины и последствия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru. Дата доступа: 05.05.2022.
- Как справиться с агрессивным поведением. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru. – Дата доступа: 05.05.2022.
- Корчак? Я. Как любить ребенка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru. – Дата доступа: 05.05.2022.
- Сорока, Е. Виртуальное насилие: преследование в сети / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – 2021. – № 9. – С. 16-19.
- Сорока, Е. Как не стать сетевым обидчиком / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – 2021. – № 9. – С. 20-21.
- Сорока, Е. Дочки-матери: строим отношения с тинейджером / Е. Сорока // Здоровый образ жизни. – № 3. – 2022. – С. 20-23.
- Что делать родителям с подроcтковой агрессий. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// vip-divan.su. – Дата доступа: 05.05.2022.
Приложение 1.
Причины нарушений поведения детей.
Первая причина – это борьба за внимание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем его отсутствие.
Если причиной агрессии является борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто ни на кого не рассержен. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры или прогулки. Стоит попробовать, и вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок. Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме указаний, замечаний и опасений. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще – воспитывают.
Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. И родители сталкиваются с упрямством, агрессией, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для подростка – отстоять право самому решать свои дела и вообще показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это – главное!
Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует уменьшить свой контроль за делами ребенка. Детям важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.
В переходный период налаживания отношений родителей с детьми необходимо воздерживаться от таких требований, которые подросток, скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо «методом подстройки»: вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие молодого человека – это лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне, наконец, жить своим умом».
Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; резкое замечание; невыполненное обещание; несправедливое наказание. И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, агрессия, непослушание и неуспеваемость в школе. Смысл агрессивного поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..».
Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить. Самая трудная ситуация – у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка. Умное поведение родителя в этом случае – перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он такой, какой есть. Необходимо найти доступный для него уровень задач, организовать с ним совместную деятельность, так как сам выбраться из тупика он не может.
Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Может случиться, что подросток переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к агрессивному поведению дома и т. д. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки подростка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».
В данном случае нельзя допускать в адрес подростка никакой критики! Необходимо искать любой повод, чтобы поощрить, отметить любой, даже самый маленький успех. Постараться подстраховывать его и таким образом избавить от крупных провалов. Первые же успехи окрылят ребенка [1].
Приложение 2.
Способы выражения гнева и контроля поведения.
Для того чтобы контролировать агрессию, отстаивать свои права и интересы, защищать себя социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим людям, необходимо научиться самим родителям и научить подростков сознательно управлять своим гневом, выражать гнев в допустимых и приемлемых формах. На успешность контроля агрессии ребенка влияет образец (пример родителей) и подкрепление (похвала, поощрение).
Существует четыре основных способа выражения гнева:
- Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
- Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному не опасным. Человеку необходимо выплеснуть гнев из себя, но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, то слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
- Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса или заболевания.
Для обучения подростков конструктивным способам выражения гнева необходимо использовать способы, которые бы не наносили ущерб и не причиняли вреда другим людям. Необходимо: а) учить детей прямо заявлять о своих чувствах и б) учить детей выражать гнев в косвенной форме с помощью выполнения физических упражнений, игры, рисования, сочинения и рассказывания историй и др.
Приложение 3.
Способы управления гневом.
- Прогуляться в парке или на природе.
- Громко спеть песню или потанцевать.
- Поговорить с другом, попросить совет.
- Почитать книгу.
- Выпить теплый чай.
- Принять ванну или душ.
- Съесть что-либо вкусное.
- Рассказать о своих эмоциях подруге или другу.
- Успокоиться с помощью медитации.
- Устроить соревнования «Кто громче крикнет» или «Кто дальше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
- Использовать «Листок гнева». Комкать, рвать, топтать листок бумаги, пока не почувствуете, что чувство уменьшилось. А затем, собрать все кусочки и выбросить в мусор для того, чтобы окончательно справиться с гневом.
- Написать письмо обидчику, а затем выбросить его.
- Пометать дротики в мишень.
- Сделать уборку в комнате.