Рекомендации учителя-дефектолога


 

Рекомендации учителя-дефектолога родителям будущих первоклассников

Будьте вместе с ребёнком. Познавайте, играйте и развивайтесь.

Только при совместной деятельности ребёнок правильно

воспримет окружающую его действительность.

Л.С.Выготский

Скоро в школу! Седьмой год жизни - ответственный и трудный. Вы, уважаемые родители,  конечно, беспокоитесь, справится ли ваш малыш со всеми трудностями. А это во многом зависит от вас.

Основное место в подготовке к школе ребёнка следует уделять развитию речи, мышления, памяти, внимания, восприятия и работоспособности. Необходимо научить ребёнка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

 

Одним из важных условий становления речи у ребёнка является овладение правильным звукопроизношением.

Если до поступления в школу у ребёнка нарушено произношение звуков, их дифференциация (т.е. различение), ребёнку необходима помощь логопеда.

К сожалению, многие родители не замечают нарушения произношения звуков у своих детей, либо относятся к этому спокойно, объясняя, что сами в детстве говорили так же. Но такие дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок в письменной речи, поскольку влияют на формирование фонематического слуха. Его нарушение приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи (р – л, ш – с, ч – щ, ц – с, б – п, т – ть и др.). Детский словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Словарный запас ребёнка начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Обогащение словарного запаса происходит в течение всей жизни. И чем больше ребёнок сумеет «запасти» слов, тем богаче и выразительнее будет его собственная речь, тем легче он будет понимать окружающих.

Прежде всего, ребёнок усваивает те слова, которые связаны с его повседневной жизнью. Словарный запас ребёнка дошкольного возраста составляет не менее 2000 слов. В нём должны присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы.

Лексический состав языка представляет собой сложную систему, в которой слова объединены в тематические группы, поэтому очень важно, чтобы у детей были сформированы так называемые «обобщающие» слова (фрукты, овощи, мебель, обувь, профессии и т.д.).

Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по смыслу) свидетельствуют о высоком уровне речевого развития ребёнка.

Качественный рост словаря происходит за счёт усвоения новых значений уже знакомых слов. И здесь неиссякаемый источник обогащения словаря – это пословицы, поговорки, фразеологические обороты (т.е. овладение переносным смыслом слов и выражений). Проверьте, понимает ли Ваш ребёнок переносное значение таких выражений, как золотые руки, железное сердце, тёплая встреча и т.д.

Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя речи. Важен не сам по себе богатый словарь, а умение активно пользоваться имеющимся словарём, правильно оформлять свои мысли, строя предложения разных грамматических конструкций.  

В дошкольном возрасте в процессе практического овладения речью, ребёнок усваивает основные закономерности языка. И хотя ребёнок не знает никаких грамматических правил, он вполне верно строит предложения, согласуя и изменяя в них слова, т.е. у ребёнка формируется чувство языка, он осваивает логику грамматического строя речи.

Для успешного овладения грамматическими законами родного языка необходимо не только богатое речевое общение, правильные образцы для подражания, но и специальные речевые упражнения. Это нужно для того, чтобы запомнить многочисленные исключения из правил русского языка и научиться грамотно их использовать.

Родителям следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Умеет ли ребёнок правильно употреблять падежные окончания.
  • Может ли он правильно образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных. Здесь важно отметить многообразие окончаний имён существительных: -и, -ы (стол – столы, плащ – плащи), -а, -я (дом – дома, глаз – глаза, дерево – деревья, стул – стулья), с изменением слова (лоб – лбы, рот – рты, пень – пни, ухо – уши), не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).
  • Согласование прилагательных с существительными начинается с прилагательных мужского и женского рода с ударными окончаниями (большой – большая, голубой – голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями. Окончания прилагательных среднего рода и множественного числа требуют особого внимания, т.к. являются наиболее трудными для ребёнка.
  • Согласование числительных один, одна, одно; два, две с существительными формируется при усвоении категории рода имён существительных. Игры «Весёлый счёт», «Лото», «У кого сколько?», счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с числительными 5 и другими (5 домов, зайцев, гусей, тарелок и т.д.).
  • Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т.к. только при этом условии малыш сможет правильно использовать «маленькие слова» в собственной речи.

Проверьте, понимает ли Ваш малыш значение предлогов

пространственного расположения и движения:на, под, в, за, из, с (со), из-под, из-за, к, от, по и т.д.

Помимо навыков словоизменения, ребёнку старшего дошкольного возраста необходимо научиться образовывать новые слова:

  • Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос – носик – носище, комар – комарик – комарище, дерево – деревце, перо – пёрышко, глаз – глазище).
  • Существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр - тигрёнок, заяц – зайчонок, медведь – медвежонок, лев – львёнок, овца – ягнёнок)
  • Существительные, обозначающие названия профессий (стекольщик, крановщик, танкист, пианист, актёр, комбайнёр и др.)
  • Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка)
  • Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т.д.)
  • Прилагательные, образованные от существительных (дерево – деревянный, пух - пуховый, глина – глиняный, дуб – дубовый).
  • Прилагательные, обозначающие принадлежность какому-либо лицу или животному (мамин, Петин, лисий, кошачий, рыбий).   

Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должен стать родитель. Вовремя вставить какую-либо реплику, подбодрить, подсказать слово, да так, чтобы ребёнок не заметил, что его поправляет взрослый, – вот далеко не полный перечень средств, которыми располагает родитель в процессе становления у ребёнка связной речи.

Умение формулировать вопросы, развёрнуто и полно отвечать, запоминать и пересказывать небольшие литературные произведения, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного, составлять небольшой рассказ по картинке или по серии сюжетных картин – вот, что необходимо уметь ребёнку, поступающему в школу.

Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение ребёнка читать, пренебрегая при этом развитием всех вышеперечисленных сторон устной речи.

На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению устной речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, ребёнок легко и как бы сам собой зачитает, причём избежит тех трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребёнка.

Некачественная помощь при обучении чтению может так сильно навредить, что в школе возникнет необходимо переучивать ребёнка. А это чревато негативными эмоциональными реакциями и стойкими ошибками в письменной речи в будущем.

Поэтому родителям не следует форсировать процесс становления навыков чтения и письма, а следует обратить самое серьёзное внимание на развитие навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Последовательность формирования этого навыка такова:

  • Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.
  • Определение первого звука в слове.
  • Определение последнего звука в слове.
  • Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
  • Определение количества звуков в слове, их последовательность, т.е. полный звуковой анализ слова.
  • Определение количества слогов в слове.

Регулярная работа с ребёнком предупредит появление у него многих школьных проблем.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.

свернуть

Какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у будущего первоклассника к моменту поступления в школу

В области представлений об окружающем мире:

 

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки; 
  • уметь различать диких и домашних животных; 
  • уметь различать по внешнему виду птиц; 
  • иметь представления о сезонных признаках природы; 
  • знать названия некоторых комнатных растений; 
  • знать названия 12 месяцев года; всех дней недели. 

В области развития речи

и готовности к овладению грамотой:

 

  • уметь чётко произносить все звуки речи; 
  • уметь интонационно выделять звук в словах; 
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;  
  • уметь определять место звука в слове (в начале, середине, конце); 
  • уметь произносить слово по слогам; 
  • уметь составлять предложения из 3-5 слов; 
  • уметь называть в предложении только 2-ое слово, только 3-е и т. д. 
  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные); 
  • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «За грибами»

и т. д.) 

  • уметь составлять несколько предложений о предмете; 
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня); 
  • уметь читать наизусть любимые стихотворения; 
  • знать автора прочитанного стихотворения; 
  • уметь последовательно передавать содержание сказки.  

 

В области развития элементарных математических представлений: 

 

  • знать цифры от 0 до 9; 
  • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д.;  • уметь называть последующее и предыдущее число относительно любого числа в пределах первого десятка; 
  • знать знаки +, - , = , > , < ;
  • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6 = 6); 
  • уметь соотносить цифру и число предметов; 
  • уметь сравнивать две группы предметов;
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; 
  • знать названия геометрических фигур: треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, круг; 
  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»; 
  • уметь группировать предметы по определённому признаку.  

 

Кроме того, ребёнок, поступающий в 1-ый класс, должен знать:

  • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме; 
  • полные имена членов своей семьи, иметь общее представление о различных видах их деятельности; 
  • правила поведения в общественных местах и на улице. 

      

Уважаемые родители, желаем вам и вашему ребёнку с радостью и увлечением шагать по школьной дороге знаний! Ждём вас!

свернуть