1 классы


 

Поощрение и наказание детей в семье


Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно

Родительский университет

 

«Поощрение и наказание детей в семье»

 

 

Цель: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

Задачи:

  1. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
  2. Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Нужно ли наказывать детей?
  2. Когда и как это делать?
  3. Можно ли испортить ребёнка похвалой?
  4. За что можно хвалить ребёнка?

- Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но, в  то же время, напряжённый труд. Выполняя эту работу, вы часто испытываете затруднения, а иногда и заходите в тупик. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы:

  1. Нужно ли наказывать детей?
  2. Когда и как это делать?
  3. Можно ли испортить ребёнка похвалой?
  4. За что можно хвалить ребёнка?
  1. Индивидуальная работа родителей.

 - Уважаемые родители, я предлагаю вам выполнить следующее задание: перед вами лежат листочки – поделите их на две части и напишите в одной из них слова, которыми вы поощряете своих детей, а в другой – которыми ругаете.

А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше и сделайте для себя выводы.

В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где, сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т.к. бытуют различные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет его применения. Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.

Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущербы окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.

 

 

 Как разрешать воспитательные конфликты в семье?

Для разрешения конфликта надо знать, что конкретно значимо в нем для ребенка и для родителей. Затем, остудив свои эмоции, надо спокойно выработать тактику поведения.

Например, ребенок вырвал из дневника лист с замечаниями учителя. Анализируем. Ребенок совершил проступок: он обманул родителей, скрыв от них замечания учителя, вероятно негативного характера. Он сделал это из-за боязни быть наказанным, непонятым, из-за нежелания быть униженным и несостоятельным в их глазах, тревоги за свои отношения с ними.

Если в этой ситуации родители не доверяют ребенку, не понимают его переживаний, не оберегают его от душевных и физических травм, не самокритичны, они скорее всего выберут в этой конфликтной ситуации стратегию соперничества. Эта стратегия самая непродуктивная. Ребенок, получивший двойное наказание за замечание учителя, за обман и порчу дневника, еще больше будет бояться подобного случая. А поскольку у него проблемы с поведением и успеваемостью, то он не застрахован от новых записей в дневнике. Следовательно, он будет вынужден снова и снова использовать испытанный способ самозащиты.

Если при тех же отношениях с ребенком родители просто уйдут от конфликта, не будут придавать значения проступку, тем более что подобные вещи уже совершались ребенком, проступок, несомненно, повторится. Для ребенка такая реакция родителей весьма желательна.

Родители могут приспособиться к ситуации: слегка пожурить ребенка, а затем при нем отчитать учительницу, которая без конца беспокоит своими записями. Чаще всего эту стратегию принимают родители, которые либо заласкивают ребенка, либо безразличны к его проблемам. Такое поведение родителей самое желательное для ребенка, но его проступки через некоторое время могут повториться вновь.

Очевидно, самой перспективной позицией в конфликтной ситуации является ее совместное обсуждение с ребенком – выявление его желаний, переживаний, мотивов поведения – и совместное принятие решений. В данной ситуации ребенок, прежде всего, должен получить гарантии того, что его выслушают и попытаются понять.

 Наказание  - это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По мнению учёных, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы. Казалось бы, наказание преследует благую цель – приучает к рефлексии, к самоанализу, приучает отвечать за свои поступки. Однако, по мнению директора Исследовательского Центра Семьи и Детства А. С. Спиваковой, наиболее распространенной формой воздействия остается наказание, основанное на страхе перед болью – это всевозможные формы физического наказания. 

Давно уже изгнана розга из сферы воспитания. Но С. Г. Шуман указывает на то, что во многих семьях “воспитательные розги” еще сохраняются. И сегодня можно встретить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются “теоретически обосновать” необходимость физического наказания.

К сожалению, родители забывают, что физические наказания пагубно влияют на процесс формирования личности ребенка. Ремень и тумак убивают чувствительность и отзывчивость в детском сердце. Периодически наказывая ребенка физически, родители рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.

Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам.

Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.

Каковы же основные условия действенности метода наказания? 

На этот вопрос нам отвечает традиционная классическая педагогика.

  1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).

Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

  1. Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
  2. Отсутствие поспешности в применении наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
  3. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
  4. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
  5. Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?

Интересны, на наш взгляд, 7 правил известного психотерапевта В.Леви

“Важно помнить”:   

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
  3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
  4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
  5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Итак, мы разобрались с требованиями, которые важны при использовании наказания.

Как же наказывают своих детей родители нашего класса? (Проводятся данные опроса)

А какие меры наказания или приемы практикуются в школе, семье:

 Наложение дополнительных обязанностей (плохо убрали класс – дежурьте неделю, не выполнили домашнее задание – остаетесь после урока и делаете его).

  • Лишение или ограничение прав, удовольствия. (В лагере дети ходили на лесной день (однодневный поход). Петя безобразно вел себя в течение всего дня. Когда отправились в двухдневный поход, его лишили этого удовольствия, объяснив причины).
  • Выражение морального порицания, осуждения. (Дети особенно болезненно реагируют, когда их осуждает коллектив.)
  • Оценка и отметка за поведение.
  • Замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.

 - Основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

И, самое главное. Наказывая детей, совершенно  необходимо  сохранять  самообладание и даже... мирное расположение духа.  Нельзя  делать это в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь любящие родители наказывают ребенка не для того, чтобы  с  ним посчитаться, а чтобы остановить его, когда  сам  он  остановиться не в состоянии. Наказание - шлагбаум,  препятствующий продвижению ребенка по порочному пути,  а  вовсе  не  орудие пытки. Поэтому сперва успокойтесь, отдышитесь, возьмите  себя в руки и только потом применяйте санкции.

Учитывая психологический риск, связанный с применением наказания, справедливо задать вопрос: “Чем можно заменить наказание?” 

 Алан Фром предлагает заменить его:

Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.

Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.

Неторопливостью. Подождите, пока поступок повторится.

Поощрением. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.

О поощрении

-  К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении.

Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное уделять внимание всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

 Слова поддержки:

- зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;

- у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать…;

- это серьезный вызов, но я уверена, что ты готов к нему.

 - Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие.

Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопрос о том, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопрос анкеты)

Как поощрять ребенка в семье.

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение: “ты прав”, “мы согласны с твоим мнением”- это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: Грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

“Похвала так же бьет в лицо, как яркое солнце, и так же сильно слепит, - пишет Х. Дж. Джайнот, - Похвала обладает свойством наркотика: получив ее порцию, хочется еще и еще. Поэтому следует воздержаться от поощрения,  где это возможно”.

Исходя из этого, мы рекомендуем следующие правила. 

Не следует хвалить:

  • за то, что дано от природы (ум, здоровье, т. д.)
  • за то, что достигнуто не своими усилиями
  • больше двух раз за одно и то же
  • из жалости
  • из-за желания понравиться. Тот, кто хвалит, (далеко не все) становится любимым.

Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая радость ребенка от преодоления трудностей: “Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!” Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.

Резюмируя все выше сказанное, хотелось бы отметить, что использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности. Поэтому необходимо помнить:

В хорошо воспитанных семьях, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказания вообще.

Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание.

Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию.

Такт в поощрении и наказании – необходимый элемент.

Памятка «Как поощрять ребенка в семье.»                               

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение: “ты прав”, “мы согласны с твоим мнением”- это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: Грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Памятка  “Важно помнить”:                                                                        

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
  3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
  4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
  5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

 

свернуть

Значение примера родителей в воспитании ребенка


Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно

Родительский университет

 

«Значение примера родителей в воспитании ребенка»

 

 

 

Цель: Формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей.

Задачи:

  • Показать значимость данной проблемы в жизни семьи;
  • Раскрыть важность социального опыта семьи в воспитании детей
  • Способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Что такое семья;
  2. Авторитарность;
  3. Вседозволенность;
  4. Безразличие;
  5. «Кодекс истинного родителя»;
  6. Пять качеств родителя, необходимые в общении с ребёнком.

Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве - положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека.

Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не се родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей.

перед вами четыре фразы:

-Делай так, как я тебе говорю, или вообще не делай!

-Можешь делать, что хочешь.

-Мне все равно, что ты делаешь.

-Я хочу понять, почему ты так делаешь.

Выберите ту фразу, которой вы чаше всего пользуетесь в воспитании своих детей. Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета. Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на несколько групп: (в том числе и способы формирования авторитета)

  1. Авторитарность

Авторитет подавления. Родители по каждому поводу раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок, что при этом чувствует. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или наоборот самодуром, мстящим за подавленное детство. Родители, воспитывающие своего ребенка путем уничтожения его «хочу», разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя.

Авторитет назидания.В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей. Зачастую это приводит к открытой конфронтации между детьми и родителями.

2.Вседозволенность.

Авторитет демонстративной любви. Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и расчетливые люди. Ни для кого не секрет, что демонстрационная любовь не всегда искренняя. Иногда в таких семьях за закрытой дверью происходят страшные вещи, которые вовсе не являются примером родительской любви и ласки.

Авторитет доброты. Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, порой переходящей в беспринципность. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями.

Авторитет подкупа. Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из собственной выгоды, лавируют, приспосабливаются, к ситуации. Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребёнок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема существует в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей, и тем, что они реально делают.

Безразличие.

Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно.

Авторитет родителей – это баланс между любовью к детям и ограничениями. Авторитет настоящий – это авторитет, исключающий авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку. Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо он так никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо.

Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного поступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия.

Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик, проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требовании так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка . Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества.

А.С.Макаренко пишет:

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома»

Детей учит то, что их окружает… Если ребенка часто критикуют -он учится осуждать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Кодекс истинного родителя:

1.Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием несмотря на недостаток времени.

  1. Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
  2. Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  3. Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
  4. Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
  5. Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
  6. Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.
  7. Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Предлагаю вам послушать притчу, которая хорошо раскрывает пример родителей для своих детей.

Давным-давно, в одной восточной стране жила семья — мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем много хлопот, куда больше, чем ребенок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там все вытопчут, то чуть дом не подожжет, стараясь развести огонь в очаге.

И вот однажды жена говорит мужу:

«Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там». Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына:

«Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!»

«Зачем?» «А когда Вы с мамой состаритесь, она понадобиться мне, чтобы отнести ВАС в лес».

Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы. Пословицы:

  • Ребёнок , что тесто, как замесил, так и выросло.
  • Пороки ребёнка не рождаются, а воспитываются.
  • Верная указка – не кулак, а ласка.
  • Засиженное яйцо всегда болтун, занянченный сын- всегда шатун.
  • Хорошему надо учиться годами, а плохому и часа хватит.
  • Если мы не заполним душу ребёнка чем-то добрым, найдётся кто-то другой, который заполнит её дурным.
  • Коли видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.

Пять качеств родителя, необходимые в общении с ребёнком:

Терпение . Это самая большая добродетель, какая может быть у родителя.

Умение объяснять. Объясните ребёнку , почему его поведение неправильно, но будьте краткими.

Неторопливость. Не спешите наказывать ребёнка, разберитесь в причинах.

Щедрость. Похвалите ребёнка за хорошее поведение, пробуждайте желание ещё раз услышать вашу похвалу.

Оптимизм. Воспитывайте уверенность в ребёнке, поддерживайте в неудачах- он будет чувствовать себя личностью.

Дети – это наши зеркала. Все плохие привычки, которые у нас есть, со временем будут и в наших детях.

Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.  Теперь вести себя прилично Не в моде стало, и обычно И женский пол, себя позоря, Стал сквернословить в разговоре. Мужья – пример для жен своих, А дети учатся у них.  Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе

Мы за дела свои в ответе И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь.  Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.

Себастьян Брант( 15 век , прозаик, сатирик, юрист)

 

 

свернуть

«Развитие памяти и внимания младших школьников»


 Цель: обучение родителей развитию и тренировки памяти у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятиями память и внимание, видами памяти и внимания.
  2. Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Внимание, его свойство, виды и развитие у детей младшего школьного возраста.
  2. Работоспособность. Развитие работоспособности у детей младшего школьного возраста.
  3. Память. Развитие памяти у детей младшего школьного возраста.

Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с двумя из этих процессов.

Внимание

Первый важный процесс – это внимание. Есть известное выражение: «Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так».

Что же такое «внимание»? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и явлениях.

К.Д. Ушинский когда-то верно подметил, что внимание – «это та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

И действительно, внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Оно, как подсобный рабочий, обречено на обслуживание мышления, памяти, воображения.

Основные свойства внимания:  концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение. О них мы поговорим чуть позже.

Выделяют следующие виды внимания:

-непроизвольное (характеризуется отсутствием цели и волевого усилия; возникает под влиянием как внешних – сильный звук, яркий цвет, так и внутренних факторов – чувства, интересы);

произвольное (характеризуется наличием цели и активным поддержанием этой цели посредством силы воли; его формула такова: «Мне нужно быть внимательным, я могу заставить себя быть внимательным, я внимателен несмотря ни на что»).

Снова вернемся к свойствам внимания.

  • Концентрация внимания -  это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем в обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них.
  • Объем внимания - характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. К 7-8 годам количество объектов, которые ребенок способен воспринимать одновременно, равно трем.
  • Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.  В 7-8 лет ребенку еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Устойчивость повышается, когда ребенок активно взаимодействует с предметом, например, рассматривает его и изучает, а не только смотрит.
  • Распределение внимания - это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними. Например, ребенок с высоким уровнем распределения внимания может слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.
  • Переключение внимания -  это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой  новой задачи. Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям тогда, когда нужно, например, от игры перейти к учебному заданию или чтению книги.

Самое главное – понять, что внимание – это не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать.

Типичные ошибки ребят с недостаточно сформированными параметрами внимания.

  •  Если у детей не сформировано произвольное внимание, то они будут заменять буквы – гласные или согласные, близкие по  акустическим признакам.
  •  Если  у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы в словах; в примерах  пропускают цифры и знаки.
  • Если ребёнок переставляет слоги в словах, то это связано с неустойчивостью внимания.
  •  Если ребёнок добавляет в слова гласные, то это связано с неустойчивостью произвольного внимания.

Для того, чтобы помочь своему ребенку стать более внимательным , нужно выполнять следующие рекомендации:

  • Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых  можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
  • В основе внимания лежит интерес. Играйте вместе с детьми  в различные игры, развивающие все свойства внимания.
  • Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания».
  • Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
  • Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.
  • Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
  • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.
  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
  • Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

Работоспособность

Вы все слышали о таких характеристиках,  как «совы», «жаворонки», «голуби».  Сейчас я назову основные признаки такой классификации, а вы попробуете определить, к какому типу относится ваш ребенок.

«Совы» - встает позже, очень активен вечером.

«Жаворонки» - рано просыпается, рано ложится спать.

«Голуби» - не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно.

В зависим ости от биоритмов для «сов» пиком работоспособности являются 9-10 часов утра, 16-17 часов вечера; для «жаворонков» - 11-12 часов утра, 18-20 часов вечера, а для «голубей» - 10-12 часов утра, 15-18 часов вечера.

Для повышения работоспособности ребенка необходимо выполнять следующие рекомендации:

1.Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно - это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Для этого:

  •  пусть ребенок ложится спать и встает в одно и тоже время;
  •  время перед сном должно быть спокойным, без шумных игр, без просмотра боевиков и, тем более, без семейных скандалов;
  •  обязательны водные процедуры, свежий воздух в комнате;
  •  учитывайте, что потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов, в 13-14 лет - 9-9,5 часов; в 15-17 лет - 8,5-9 часов.
  1. Работоспособность школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает.
  2. Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, т.е. общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.

Память

А теперь давайте поговорим о таком важном психическом процессе, как память. Говорят, что «память человеку необходима для проявления души». Роль памяти трудно переоценить. С помощью памяти ребенок усваивает знания об окружающем мире, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.

Память – это способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению полученной информации и прошлого опыта.   

Можно выделить следующие виды памяти:  

  • Смысловую (направлена на выделение главного, установление связи с уже имеющимися знаниями).
  • Зрительную (характеризуется запоминанием зрительных образов, объектов).
  • Комбинированную (при запоминании видят написанное слово или предмет, слышат и произносят вслух его название).

Улучшить способности ребенка к запоминанию можно следующим образом:

  • Убедите свое дитя, что память у него хорошая, и он может запомнить все, что необходимо. Научите вашего школьника верить в себя в свой успех. Для этого утром, затем перед приготовлением уроков и вечером перед сном ребенок дает сам себе установку: "Я могу запомнить все, что нужно! У меня прекрасная память!"
  • Необходимо определить какой у вашего школьника ведущий тип памяти, и научить его использовать и опираться на данный тип. Имеются в виду зрительная, смысловая и комбинированная память. То есть один человек запоминает лучше то, что увидел, другой – то, что осмыслил, а некоторые запоминают, когда в придачу к вышеперечисленным способам еще и проговорят вслух название предмета или явления.
  • Не пытайтесь повысить эффективность запоминания многократным повторением. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся.

Существуют так называемые приемы мнемотехники – науки запоминания. С двумя из них я вас сейчас познакомлю.

  • метод пиктограммы.  Пиктограмма - изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.

Например, рисунок треугольника и звездочки помогает запомнить состав числа 8.

  • метод «Яркие образы». Например, нужно запомнить набор слов:

 карандаш, очки, люстра,  стул, звезда, жук.

Представьте их в своем воображении в виде мультфильма, где стройный франт – «карандаш» в «очках» общается с полной дамой «люстрой», которая сидит на красном «стуле», оббитом блестящими «звездами». Кажется глупо? Но поверьте, этот сюжет мультика вы не забудете.

В заключение хочется привести слова К.Д. Ушинского.

“Внимание – это именно та дверь перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего Мира. Только наше понимание и терпение помогут обогатить внутренний мир ребенка, развивать его и совершенствовать.

 

свернуть

«Мотивы учения младших школьников»


Цель: показать важность развития мотивации учения у младших школьников,  и объяснить, как родители могут помочь своему ребенку в этом процессе.

Задачи: 

  • рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности;
  • познакомить с классификацией мотивов учения;
  • дать рекомендации по формированию внутренней мотивации учения

Вопросы для рассмотрения:

  1. Влияние мотивов на характер учебной деятельности;
  2. Классификация мотивов учения;
  3. Рекомендации для родителей.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, окончить институт, стать уважаемым человеком и т.п.

Но эти причины не очевидны для детей. Обучающиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова "учиться" в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.

Познавательная мотивация – это выраженный интерес к новому

знанию, новой информации, получение удовольствие от самого процесса открытия нового. Такая мотивация носит бескорыстный характер. Познавательные мотивы отражают стремление школьников

самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальный мотив – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д.

Престижная мотивация присуща детям с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребенка учиться лучше одноклассников, быть первым. Престижная мотивация является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями, единственный существующий риск для него – искажение нравственной направленности личности, пренебрежительное отношение к остальным детям.

Мотив социального одобрения. Ученик в этом случае работает прежде всего ради похвалы, поощрения со стороны родителей, педагогов, других детей.

Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать «двойки» и последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, наказания родителей.

Рекомендации родителям:

Расскажите, что в школе нравилось вам. С кем вы дружили и какие были приятные моменты. Какой интересной была первая учительница и как она многому вас научила. А сколько дней рождения можно было посетить!

Почитайте вместе книги о школе. Книги здорово передают атмосферу, а темы, которые в них подняты, можно сразу же обсудить, проговорив все опасения ребенка. Прекрасный пример «Витя Малеев в школе и дома» Н.Носова

Подчеркивайте, что самое главное, чтобы в школе ему было интересно.

Объясните, что сначала может быть немного странно, ведь все будет по-новому. Но со временем у него появятся новые друзья и новые увлечения.

Держите в голове, что ему сейчас сложно. Новые эмоции, новые люди.

Первый месяц после школы дети ведут себя из рук вон плохо. Они

вынуждены сдерживать себя в классе с новым взрослым, поэтому дома все не вышедшие эмоции льются через край. Не давите их, а старайтесь

проговаривать.  Помогайте ребенку прожить их. В таких разговорах вы так же сможете узнать много о том, как ребенок чувствует себя в школе, и что с ним там происходит.

Говорите не о том, что он выучил или узнал, а о том, какие дети его

окружают. С кем ты сидишь за партой? С кем ты играл на перемене? Есть ли кто-то, кто тебе особенно нравится? А кто тебя обижает? Плакал ли в школе?

Падал ли? А что было особенно весело?

Ребенок зачастую не может восстановить хронологию дня, поэтому

на вопрос «что было в школе?» может ответить «не знаю». Помогите ему вспомнить и поделиться с родными.

Когда вы задаете ребенку вопрос, постарайтесь слушать его ответ, а не

давать рекомендации или оценки. «Слушать», как ни странно, означает

просто молчать, поддакивать и задавать наводящие вопросы. Так можно

узнать много интересного о жизни ребенка без вас, о его мыслях и страхах.

Самое неприятное, что может быть, — это обидное поведение детей,

которые его окружают. Посмотрите с ребенком мультик на эту тему и

обсудите, как поступать, если кто-то его обижает. Даже только тот факт, что он может прийти к вам  с такими разговорами, строит психологическую защиту.

Если ребенок говорит, что он скучает, не давите на него фразами: «Ну

что ж теперь поделать... Все скучают». Так вы только обесцениваете его эмоции. Лучше обнимите его и скажите, что вам тоже его не хватает в течение дня. Признать эмоции ребенка не страшно. Это не значит, что они станут больше. Это лишь дает ему ощущение принятия и понимания.

Планируйте встречи со школьными друзьями. Вы можете взять кого-то

после школы к себе домой или ваш ребенок может пойти в гости.

Предварительно стоит познакомиться с родителями и обсудить, как сделать так, чтобы ваши дети лучше узнали друг друга.

Постарайтесь первое время все делать заранее. Это нужно для того, чтобы ребенок успел адаптироваться к ритму. Вот сейчас мы чистим зубы, а сейчас одеваемся. Идти до школы 10 минут, значит, выходим за 20 На всякий случай. Первые дни всегда непредсказуемые.

Вечером придерживайтесь единого алгоритма.

Ребенок должен привыкнуть к системе и принять ее. Любые неожиданные изменения будут сказываться на его реакциях и усложнять жизнь — ему и вам.

Придумайте смешной ритуал прощания. Например, носами, а позже

придумайте комплекс движений руками, которые было сложно выполнить.

Это всегда невероятно смешит детей. Они пойдут в школу с улыбкой, даже если только что были слезы.

Чтобы все вышесказанное работало, помните о силе невербальной

коммуникации. Если вы сами отправляете ребенка в школу со слезами на глазах, бессмысленно ждать от него радости. Если вы говорите о школьных годах с вздохом, ребенок тоже отнесется к этому как к лишней нагрузке.

Улыбка и позитивный настрой родителя делают чудеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Правила родителям первоклассника

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе

Цели:

  1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.
  2. Дать практические советы по организации общения родителей с первоклассником.

Форма проведения: беседа

Вопросы для рассмотрения:

  1. Первый год обучения в школе для ребенка;
  2. Физиологическая адаптация;
  3. Социально-психологическая адаптация;
  4. Рекомендации родителям;
  5. Признаки успешной адаптации

  Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

         Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять  требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с  высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой  обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих  первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не  сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать  школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в  1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того,  чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям  необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического  состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

         Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то,  что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои  мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают  новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

         Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.  Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок  привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация  новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок  переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности  представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать  состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое  психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным,  безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, гиперактивными, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.

         Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике Половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития. Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

Социально-психологическая адаптация.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.

Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безотметочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей. Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Для родителей первоклассников особенно важно:

  • помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать "внутреннюю позицию школьника", представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне. Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе;
  • построить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности;
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь;
  • научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  • развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
  • развивать учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения.
  • развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников.

 Признаки успешной адаптации:

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!") , иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

 

Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

свернуть

Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

 

Тема:

«Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника»

   Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях общения и отметьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества. Рассмотрим характеристику такого качества, как самостоятельность. Это охотное принятие ребенком предложения что – либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы; - выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого; - умение выполнить работу без посторонней помощи; - умение преодолевать трудности и достигать результаты; - моральное удовлетворение от самостоятельно – выполненного действия. Воспитание у ребенка активности и самостоятельности во многом зависит от того, насколько заинтересовывает его содержание предлагаемых учебных заданий. В свою очередь, активное участие в учебном процессе ведет к развитию нравственно – волевых качеств: настойчивости, старательности, целеустремленности. Так, если педагог объясняет причины какого – то природного явления (появление капели в солнечный зимний день и т. п.), но не опирается на знания детей, не привлекает их личный опыт, не организует наблюдения, то он не вызывает у детей настойчивого стремления к самостоятельному поиску ответа, и усвоение нового происходит механически, формально. Если же при встрече с очередным детским «почему» педагог, правильно оценив возможности своих воспитанников, наводящими вопросами, рассуждениями помогает им самим что – то припомнить, сравнить, приложить усилия, подумать, то вместе с поиском правильного решения у дошкольников формируется настойчивость, самостоятельность мышления. Найденный самостоятельно ответ доставляет ребенку радость победы .Он убеждается в своих возможностях, а это делает его более уверенным, самостоятельным в решении учебных задач. Важное место в обучении дошкольников занимает игровой метод. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий (прятанья, поиска, подражания и пр.), формирование у ребенка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива. Такое же значение имеют и дидактические игрушки. С помощью их дети сравнивают предметы, сопоставляют их, выделяют общее… Так у детей воспитывается привычка к систематическому труду, чувство ответственности, умение прилагать усилия, преодолевать трудности, воспитывается самостоятельность. В заключение можно сказать о следующих выводах. Самостоятельность – личностное качество, предполагающее регуляцию личностью своей деятельности, отношений, характеризующееся стремлением к решению задач без помощи со стороны других людей, умением ставить и реализовывать цель деятельности, проявлять инициативу и творчество в процессе достижения целей. Структура самостоятельности представлена тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и деятельностным. Когнитивный компонент самостоятельности включает представления детей о самостоятельности и понимание детьми значимости самостоятельности. В эмоциональный компонент входят эмоциональное отношение детей к самостоятельности, отношение детей к себе и своим возможностям, самооценка детьми уровня собственной самостоятельности и готовность нести ответственность за собственные поступки. Деятельностный компонент самостоятельности предполагает умения детей предложить цель деятельности, планировать содержание деятельности, выбирать средства деятельности, оценить результат деятельности, а также способность детей проявлять инициативу и творчество в решении задач.

Анкета для родителей:

  1. Знает ли мой ребенок, что такое самостоятельность и понимает ли её значимость?
  2. Как мой ребенок воспринимает предложение сделать что-то самому, без помощи взрослых?
  3. Как оценивает результат своего труда и результат труда других людей?
  4. Понимает ли ценность труда и его результатов?
  5. Знает ли мой ребенок об обязанностях всех членов семьи?

Понимает значение собственных обязанностей?

  1. Способен ли выбрать себе занятие и участников по совместной деятельности?
  2. Как относится к отрицательному результату своей деятельности, к проигрышу в игре?
  3. Способен ли радоваться победе сверстников?
  4. Способен ли проявлять творчество и инициативу в продуктивной деятельности, хозяйственно-бытовой деятельности, исследовательско-поисковой деятельности.
  5. Задает ли мой ребенок вопросы об интересующих его фактах, событиях. Привлекаю ли я моего ребенка к совместному поиску ответа?
  6. Доводит ли начатое дело до конца?
  7. Как мой ребенок относится к поручению, заданию, которые необходимо выполнять не зависимо от собственного желания?

 

«Воспитание самостоятельности у детей»

    Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению.

   В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Что такое самостоятельная деятельность? Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т.д.), в общем, не мешает жить. Самостоятельность – хитрое слово, основа основ современного образования. Самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Делает ребёнок что-то – вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети птичку. Один старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать – он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит птичек, поэтому не только делает всё тщательно, но и чтото привносит от себя, пытаясь передать движение крыльев, красоту оперенья. Цель у всех одна – нарисовать птичку, а вот мотивы – разные, поэтому и результаты различны. Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития. Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях. Самостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться. Самостоятельность – верная спутница личностного развития. Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: - “это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих”; - “способность рассчитывать только на свои силы”; - “независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество”; - “умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”; - “умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому”. Трудно возразить против этих определений. Но как применить эти оценки к ребенку 6 -7 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в детстве. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Другая важнейшая функция семьи — воспитание у ребенка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям. А чтобы такое отношение развилось, прежде всего, нужны сами обязанности. Желательно, чтобы они были не только узколичными (как, например, уборка своей комнаты), но и значимыми для всей семьи (скажем, покупка хлеба, подметание пола во всей квартире и т. п.). Ребенок должен привыкнуть к тому, что порученное ему дело никто за него не сделает. Может быть, вначале придется пару раз посидеть без хлеба. Пусть сын увидит, что из-за его безответственности вся семья осталась голодной. Формирование самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям — важнейшая составная часть трудового воспитания. Об этом надо помнить в тех случаях, когда проще что-то сделать за ребенка, чем добиться, чтобы он сделал это сам. Если вы пойдете по этому — простейшему — пути, то рискуете вырастить иждивенца, на всю жизнь остающегося инфантильным «маменькиным сыночком» (или «маменькиной дочкой»).


 

Рекомендации для родителей

Как следует развивать самостоятельность у детей

младшего школьного возраста”

 

 

“Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен”.

 

М.Монтессори.

 

Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

 

Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным.

 

Формирование самооценки ребенка зависит от оценки его родителями т.к. в раннем возрасте ребенок еще не умеет оценивать себя сам.

 

Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно проводить минисовещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.

 

Правило 4. Развивать силу воли ребенка. Научить проявить выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

 

Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

 

Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнения домашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее производство – обучение ремеслу, повышение самооценки, сближение членов семьи.

 

Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Модель родительского поведения.

 

Правило 8. Формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Значение эмоционально - чувственной сферы для формирования полноценной личности

 

Задачи:

  1. Совместно с родителями обсудить значение эмоционально - волеыой сферы для формирования полноценной личности.
  2. Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Понятие эмоционально- волевая сфера;
  2. Эмоционально- волевая сфера в школьном возрасте;
  3. Типичные ошибки родителей;
  4. Рекомендации для родителей.

Психика ребенка является сложной системой. Эмоционально-волевая сфера один из ее компонентов. Получая информацию из внешнего мира, ребенок дает ей оценку. Эта оценка выражается в эмоциях, которые он проявляет и чувствах. Маленький ребенок еще не умеет держать под контролем эмоции. Для этого нужна волевая регуляция, которая у него пока еще не сформирована. Но постепенно, подрастая, он овладевает навыком самоконтроля.

Эмоционально-волевую сферу можно определить как свойства человека, характеризующие содержание эмоций и чувств, их качество и изменчивость, а также способность к самоконтролю. Волевой контроль необходим для регуляции не только эмоций и чувств, но и любой деятельности, а также познавательных психических процессов (с помощью которых человек познает окружающий мир), таких как память, внимание мышление и других. Усилием воли ребенок контролирует свои действия и поступки, преодолевает препятствия на пути к достижению цели. С развитой эмоционально-волевой сферой, он эмоционально устойчив, способен, благодаря усилию воли сдержать эмоциональный порыв, контролировать интенсивность эмоции.

Эмоционально-волевая сфера ребенка развивается на разных возрастных этапах развития его психики.

В школьном возрасте ребенок активно социализируется, то есть процесс усвоения общественных правил и норм поведения активно продолжается. При гармоничном семейном воспитании школьник уже способен проявлять инициативу в выборе цели, становится самостоятельным. Он выполняет посильные возрасту поручения взрослых. Важным изменением в психическом развитии в школьном возрасте является способность к произвольному вниманию. То есть, ребенок младшего школьного возраста уже сам сознательно выбирает, куда направить внимание. Умеет сосредоточиться, когда нужно и благодаря этому, способен более активно учиться. В процессе обучения, если внимание произвольно, то процесс восприятия информации, которую подает учитель, пройдет качественнее, а, следовательно, и процесс мышления активнее развивается и память фиксирует воспринятую информацию. И наоборот, если школьник не способен сосредоточить внимание усилием воли, он не может воспринять нужную информацию от учителя и, соответственно другие познавательные психические процессы не могут качественно включиться. Хорошо думать, запоминать на уроке ребенок не сможет. Если процесс развития волевых навыков идет не благополучно, мы можем видеть низкую успеваемость из-за вышеописанных причин, нарушения дисциплины из-за неспособности к хорошему самоконтролю поведения. Вне учебы, в других видах деятельности наблюдается высокая переключаемость внимания, то есть высокая отвлекаемость, низкая устойчивость внимания на действии, цели, объекте. А также низкий уровень точности выполнения действий. Все это в целом сказывается на интеллектуальном развитии. О дефиците эмоционально-волевой регуляции в школьном возрасте свидетельствует также низкий уровень осознания своих реакций в момент совершения действий. В таком случае возможно появление симптомов нарушения адаптации к школе. И тогда ребенок не хочет идти в школу, снижается учебная мотивация, нежелание делать домашние задания.

Типичные ошибки родителей: - подчеркивание учебных неудач. Цепь неудач или неуспехов, регулярно переживаемых ребенком, приводит к обобщению и формированию устойчивого аффективного комплекса – комплекса неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Формируется неверие в свои силы и снижается учебная мотивация вплоть до нежелания или отказа ходить в школу.

- Наказания за неуспехи в учебе. Ребенок нуждается содействии, помощи. Наказание никак не поправит ситуацию. - Отстранение от организационного контроля ежедневных дел ребенка.

 - Часто меняющиеся требования к ребенку. Это лишает ребенка четкого понимания, чему нужно следовать, сбивает нравственные ориентиры и рождает тревожность.

 - Выполнять бытовые дела за ребенка, если он это давно умеет сам

. - Лишать эмоциональной поддержки ребенка на протяжении обучения в школе, считая, что он сам должен справляться со всеми сложностями.

Рекомендации для родителей

 Играйте с ребенком в игры, имеющие четкие правила игры. Требование им соответствовать, чтобы выиграть развивает волевые навыки, навыки самоконтроля.

 Формируйте в ребенке чувство значимости, компетентности: «Молодец! Как хорошо у тебя получилось решить задачу по математике! Ты вырастешь умным человеком».

 Постепенно расширяйте круг ответственности ребенка. Поручайте ему посильные дела по самообслуживанию, дому, уходу за домашними животными, растениями.

 Хвалите за выполненные дела. Обучайте школьника навыкам временной самоорганизации. Начиная с пробуждения в школу, до выполнения всех дневных задач следует подчинить гибкому временному режиму.

Следите за постоянством требований и норм, которые транслируете ребенку. Следите за единством требований, предъявляемых школьнику, у всех взрослых членов семьи.

Не наказывайте за плохие отметки в школе. Выясняйте причину и помогайте устранить ее. Хвалите за высокие отметки.

Бережно относитесь к эмоциональной связи с ребенком. Добиваясь выполнения своих требований нельзя разрушать добрые отношения с ним. Добиваясь соответствия требованиям, следите за его эмоциональным состоянием.

 Воспитание не должно ставить под угрозу психологическое благополучие ребенка и, тем более, его психическое здоровье. Наберитесь терпения и веры в себя и своего ребенка на протяжении всего школьного обучения.

 

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

  1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я - хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной сто-то не так», «я – плохой».
  2. Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Её ценность зависят от того, что мы туда бросаем.
  3. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  4. Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
  5. Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  6. Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  7. Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  8. Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  9. Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
  10. Заводите в семье красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

 

Ритуалы, которые нравятся детям:

  • перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
  • придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
  • в выходной обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей;
  • посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;
  • на ночь услышать доброе пожелание;
  • в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
  • вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый пирог, а с папой просто поговорить по душам;
  • посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

 

свернуть