УМО учителей математики, физики и информатики

Определение методической темы цели и задач на учебный год


Методическая тема: «Повышение качества преподавания средствами учебных предметов «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика», в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».

Цель методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.

Задачи:

  1. Своевременное информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы.
  2. Актуализация и углубление знаний учителей УМО о современных технологиях обучения, совершенствование методики преподавания учебных предметов.
  3. Расширение информационно-образовательного поля учителей математики, физики, информатики и астрономии по формированию функциональной грамотности учащихся при организации учебных, факультативных занятий и во внеурочной деятельности.
  4. Актуализация и углубление знаний педагогов математики, физики, информатики и астрономии по реализации воспитательного потенциала при организации учебных и факультативных занятий.
  5. Совершенствование компетентности педагогов в области методических подходов по проектированию современного учебного занятия в контексте формирования функциональной грамотности и в процессе реализации междисциплинарных связей.
  6. Создание условий для методического сопровождения роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации.
  7. Способствование трансляции передового педагогического опыта учителями – предметниками в методических изданиях, семинарах и конференциях различного уровня.
свернуть

Тематика заседаний


Заседание 1 (ноябрь)

Тема: «Проектирование учебного занятия по математике, информатике, физике и астрономии в контексте формирования функциональной грамотности учащихся»

Цель: Совершенствование компетентности педагогов в области современных методических подходов по проектированию учебного занятия в контексте формирования функциональной грамотности учащихся.

Задачи:

  1. Обеспечить освоение педагогами дидактических принципов построения учебного занятия, направленного на формирование функциональной грамотности: целевые ориентиры, особенности содержания.
  2. Обеспечить освоение педагогами современных методов обучения, соответствующих формированию функциональной грамотности учащихся.
  3. Определить наиболее эффективные средства и методы обучения для реализации воспитательного потенциала на учебных занятиях по математике, информатике, физике и астрономии.
  4. Определить наиболее эффективные средства и методы формирования функциональной (читательской, математической, финансовой, естественно-научной, компьютерной, информационной) грамотности учащихся.

Форма проведения: семинар-практикум.

План проведения:

  1. Научно – методический блок

1.1.Реализация задач Года качества средствами учебных предметов УМО, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;

А. А. Якубецкая, председатель УМО

1.2. Приемы формирования у учащихся социально и личностно значимых качеств (самостоятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность и т. д.) средствами учебных предметов УМО;

Савчук М. В., учитель математики;

2.Учебно – методический блок

2.1. Проектирование современного урока по математике с использованием активных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся;

Каминская Т.А., учитель математики.

2.2. Современный урок по информатике в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;

Карачун Д.С., учитель информатики

2.3. Формы, методы и приемы работы по формированию естественно-научной грамотности на учебных занятиях по физике;

Казин А.Л., учитель физики;

3.Практический блок

3.1.Анализ результатов участия обучающихся VIII-XI классов в I этапе республиканских олимпиад по математике, физике, информатике и астрономии. Рекомендации по подготовке учащихся ко II этапу республиканской олимпиады по учебным предметам.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

3.2. Об итогах изучения адаптации учащихся в условиях профильного обучения при переходе на III ступень общего среднего образования

Ганцевич Е.И., учитель математики.

3.3. Об итогах изучения уровня обученности учащихся за I четверть 2024/2025 учебного года.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

3.4. О результатах проверки ведения рабочих тетрадей.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

Заседание 2 (январь)

Тема: «Эффективные методы и приемы обучения учащихся решению задач на учебных, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности, способствующих формированию функциональной грамотности»

Цель: расширение информационно-образовательного поля педагогов математики, физики, информатики и астрономии по формированию функциональной грамотности при организации учебных, факультативных занятий и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Обменяться накопленным опытом работы в области реализации функциональной грамотности при организации учебных, факультативных занятий и во внеурочной деятельностипо предметам естественно-математического цикла.
  2. Обеспечить освоение педагогами особенностей использования тестовых заданий на учебных, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
  3. Углубить знания педагогов УМО по реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся решению задач на учебных, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
  4. Определить наиболее эффективные средства и методы формирования предметных компетенций учащихся: организация повторения, систематизации и обобщения учебного материала, подготовка учащихся у итоговой аттестации.

Форма проведения: семинар-обмен опытом

План проведения:

  1. Научно – методический блок

1.1. Особенности работы с современными учебными пособиями при изучении учебных предметов в V – IX, X – XI классов (базовый уровень), X – XI классов (повышенный уровень) как основное средство обучения учащихся решению задач;

А. А. Якубецкая, председатель УМО

1.2. Особенности использования тестовых заданий вV – IX, X – XI классах на учебных, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности;

Котина А.Г., учитель математики

  1. Учебно – методический блок

2.1. Эффективные приемы и средства формирования математической и финансовой грамотности учащихся на факультативных занятиях;

Шнип А.Ч., учитель математики. Из опыта работы.

2.2. Методы и приемы обучения учащихся решению практико-ориентированных задач как средство развития логического и алгоритмического мышления;

Криницкая А.Б., учитель информатики. Из опыта работы.

2.3. Решение разноуровневых задач по физике, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся;

Киселёва И.А., учитель физики. Из опыта работы

2.4. Решение задач по астрономии, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся;

Якубецкая А.А., учитель астрономии. Из опыта работы.

  1. Практический блок

3.1.Сравнительный анализ уровня учебных достижений по учебным предметам за предыдущий учебный год и 1-ю, 2-ю четверти 2024/2025 учебного года (в разрезе каждого учителя).

А. А. Якубецкая, председатель УМО

3.2.Анализ результатов проведения II этапа республиканской олимпиады по учебным предметам и обсуждение подготовки к III этапу.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

3.3.О результатах проверки ведения контрольных тетрадей

А. А. Якубецкая, председатель УМО

3.4. Обсуждение подготовки и проведения I этапа республиканской олимпиады по математике для V- VII классов, физике VII- VIII классов, информатике VI - IXклассов.

(Дебаты)

 

Заседание 3 (март)

Тема: «Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе реализации междисциплинарных связей при изучении математики, информатики, физики и астрономии посредством различных заданий»

Цель: расширить информационно-образовательное поле учителей математики, физики, информатики и астрономии по формированию функциональной грамотности учащихся в процессе реализации междисциплинарых связей;

Задачи:

  1. Обеспечить освоение педагогами особенностей использования практико-ориентированных задач и задач с межпредметным содержанием для формирования функциональной грамотности учащихся.
  2. Углубить знания педагогов по использованию на учебных занятиях заданий эвристической и исследовательской направленности с прикладным содержанием.
  3. Углубить знания педагогов по использованию на факультативных занятиях задач проблемно-ситуационного характера.
  4. Разработать методические рекомендации, способствующие реализации междисциплинарных связей при изучении математики, информатики, физики и астрономии посредством различных заданий.

Форма проведения: семинар - практикум

План проведения:

  1. Научно – методический блок

1.Использование современных информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, разнообразных форм организации учебного взаимодействия, направленных на реализацию междисциплинарных связей в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;

А. А. Якубецкая, председатель УМО

  1. Учебно – методический блок

2.1.Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе реализации междисциплинарных связей при изучении математики;

Тодрик А.А., учитель математики. Из опыта работы.

2.2. Реализация межпредметных связей при изучении информатики в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;

Шейбак М.Т., учитель информатики. Из опыта работы.

2.3. Проектно-исследовательская деятельность по физике как средство развития функциональной грамотности учащихся;

Казин А.Л., учитель физики. Из опыта работы

3.Практический блок:

3.1. Анализ результатов проведения 1-го этапа республиканской олимпиады по математике в 5-ых,6-ых и 7-ых классах и подготовка ко 2-му этапу.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

3.2. Обсуждение рекомендаций, способствующих реализации междисциплинарных связей при изучении математики, информатики, физики и астрономии посредством различных заданий.

(Дебаты)

 

Заседание 4 (май)

Тема: «Итоги работы учебно-методического объединения учителей математики, информатики, физики и астрономии за 2024/2025 и задачи на 2025/2026 учебный год»

Цель: оценить работу учебно-методического объединения в 2024/2025 учебном году, выявить проблемы и определить пути их решения.

Задачи:

  1. Проанализировать работу УМО за 2024/2025 учебный год.
  2. Презентовать полученные образовательные продукты.
  3. Обсудить план работы учебно-методического объединения на 2025/2026 учебный год.

Форма проведения: методический отчет

План проведения:

1.Учебно – методический блок

1.1. Подведение итогов работы УМО за 2024/2025 учебный год и основные направления работы на 2025/2026 учебный год.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

1.2. Анализ результатов творческой активности членов УМО по итогам 2024/2025 учебного года.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

1.3. Об итогах учебной деятельности учащихся за 2024/2025 учебный год.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

1.4. Анализ результатов творческой активности учащихся.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

1.5. Об итогах диагностики затруднений учителей.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

1.7. О выполнении теоретической и практической частей учебных программ по учебным предметам «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика».

А. А. Якубецкая, председатель УМО

2.Практический блок

2.1.Отчеты по темам самообразования.

Учителя УМО

2.2. Выработка рекомендаций по планированию работы УМО на 202/2026 учебный год.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

2.3. О результатах учебной деятельности по учебным предметам «Математика», «Физика» «Астрономия» и «Информатика» за II полугодие и 20234/2025 учебный год

А. А. Якубецкая, председатель УМО

Заседание 5 (август)

Тема: «Содержательные и организационно-методические особенности образовательного процесса по учебным предметам «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика» в 2025/2026 учебном году».

Цель: создание условий для профессиональной компетентности членов УМО в области знаний нормативных правовых документов и инструктивно-методических материалов по преподаванию учебных предметов «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика».

Задачи:

  1. Ознакомить членов УМО с нормативными правовыми и учебно-методическими материалами методических объединений Республики Беларусь, определяющими идеологию и стратегию в области образования.
  2. Проанализировать результаты ЦЭ и ЦТ по учебным предметам «Математика», «Физика» и жизнеустройство учащихся.
  3. Определить содержание, формы и методы работы УМО учителей математики, информатики, физики и астрономии.

Форма проведения: инструктивно – методическое совещание.

Оборудование: нормативные правовые документы и сборники приказов методических объединений Республики Беларусь, методические газеты и журналы с материалами соответствующей тематики, презентации.

План проведения:

1.Научно-методический блок

1.1. Об основных нормативных правовых актах и методических документах, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений Республики Беларусь в 2025/2026 учебном году:

1.1.1. Актуализация знаний нормативных правовых документов:

Кодекс Республики Беларусь об образовании;

Государственный школьный стандарт (Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11)

Правила педагогических работников (приказ Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401);

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2024 № 47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыi»;

Постановление совета министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (ред. от 03.05.2018) (далее – Санитарные нормы и правила); Приложение 12 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7.08.2019 № 525 (в редакции постановления Совмина от 12.07.2024     № 502);

Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 09.04.2024 № 41 «Об установлении перечня мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2022 № 284 «О научно-методическом обеспечении образования»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» (в редакции постановлений Минобразования от 30.12.2022 № 509 и от 15.11.2023        № 343);

Методические указания по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам от 15.09.2022;

«Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2023 № 190);

«Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2024/2025 навучальным годзе».

1.1.2. Изучение новых нормативных правовых документов:

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2025 г. «Об организации в 2025/2026 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»;

Приложения 5, 6, 12, 13 к Инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Математика», «Информатика», «Физика», «Астрономия»;

Метадычные рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі,  якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі» (утвержденные 21.08.2023 заместителем Министра образования Республики Беларусь, в редакции от 26.07.2024);

Методические рекомендации по организации образовательного процессапри изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X–XI классах учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, с использованием новых учебных пособий;

Рекомендации по организации изучения на повышенном уровне учебных предметов в VIII и IX классах;

Методические рекомендации по проведению и оцениванию работ в письменной форме, выполненных в классе и дома по учебным предметам.

  1. Учебно-методический блок

2.1. Анализ результатов итоговой аттестации учащихся, выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и централизованных экзаменов на III ступенях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году в государственном учреждении образования «Средняя школа №41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно»

А. А. Якубецкая, председатель УМО

2.2. Об итогах изучения уровня обученности учащихся за 2024/2025 учебный год.

 А. А. Якубецкая, председатель УМО

2.3. Об успеваемости профильных и допрофильных классов по итогам 2024/2025 учебного года.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

2.4.  Об итогах проверки ведения классных журналов VIII- XI классов 2024/2025 учебный год.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

  1. Практический блок

3.1. Разработка плана работы УМО на 2025/2026 учебный год.

А. А. Якубецкая, председатель УМО

3.2. Разработка плана работы по подготовке учащихся к выпускным экзаменам и ЦЭ, ЦТ в 2025/2026 учебном году.

А. А. Борель, учитель математики

3.3. Планирование работы с высокомотивированными учащимися через проведение факультативных и стимулирующих занятий по учебным предметам.

Члены УМО.

свернуть

30.08.2024 - заседание УМО учителей математики, физики, астрономии, информатики


30.08.2024 прошло первое заседание учебно-методического объединения учителей математики, физики, астрономии, информатики.

На заседании был избран секретарь учебно-методического объединения на 2024/2025 учебный год. Также педагоги ознакомились с нормативным правовым и научно-методическим обеспечением образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году. Педагоги активно обсудили организацию и содержание методической работы учителей математики, физики, астрономии, информатики в 2024/2025 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года и определили актуальные задачи для работы в дальнейшем. Педагоги разработали рекомендации по ведению школьной документации и приняли решение придерживаться методических рекомендаций по формированию культуры устной и письменной речи при ведении школьной документации на постоянной основе. Также были оговорены сроки проведения предметной недели и составлен график открытых уроков педагогов.

свернуть

29.10.2024 состоялось очередное заседание УМО учителей математики, информатики, физики, астрономии.


Тема заседания: «Проектирование учебного занятия по математике, информатике, физике и астрономии в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».

Цель: Совершенствование компетентности педагогов в области современных методических подходов по проектированию учебного занятия в контексте формирования функциональной грамотности учащихся.

 Были рассмотрены следующие вопросы:

  • Приемы формирования у учащихся социально и личностно значимых качеств (самостоятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность и т. д.) средствами учебных предметов УМО (Савчук М. В.).
  • Проектирование современного урока по математике с использованием активных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся (Каминская Т.А.).
  • Современный урок по информатике в контексте формирования функциональной грамотности учащихся (Карачун Д.С.).
  • Формы, методы и приемы работы по формированию естественно-научной грамотности на учебных занятиях по физике (Герасимова Е.Е.).
свернуть

Участие Герасимовой Е.Е. во II школьной педагогической конференции «Самообразование: развитие и открытие»


С целью систематического повышения педагогическими работниками своего профессионального уровня, их самовыражения и самореализации, совершенствования теоретических знаний, педагогического мастерства, изучения и внедрения в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогических технологий, овладения эффективными формами, методами и приемами обучения и воспитания учащихся, повышения качества преподавания предметов 30.10.2024 в нашем учреждении образования прошла II школьная педагогическая конференция «Самообразование: развитие и открытие».

15 лучших представителей от каждого учебно-методического объединения выступили с темами по самообразованию. Участники продемонстрировали использование искусственного интеллекта, нейропсихологических технологий, реализацию компетентностного подхода, развитие творческих способностей, лингвистических компетенций, читательской письменности, познавательных способностей, коммуникативных умений, формирование навыка чтения, самостоятельной работы.

Благодарим учителя Герасимову Е.Е. за качественное представление своей темы «Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике».

свернуть