УМО учителей русского языка и литературы


Цели и задачи методической работы в 2024/2025 учебном году


МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Повышение качества образования средствами учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература», в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся

 

ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

Совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.

 

ЗАДАЧИ:

1) повышать профессиональную компетентность педагогов в сфере нормативно-правового обеспечения образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»;

2) совершенствовать методику преподавания учебных предметов, внедряя в учебный процесс современные методы и средства обучения, различные формы организации учебного взаимодействия, направленные на формирование функциональной, в том числе читательской, грамотности учащихся;

3) повышать эффективность учебных занятий в контексте реализации воспитательного потенциала урока, формирования у учащихся патриотических ценностных ориентаций, уважения к историческому прошлому, используя учебные материалы и тексты патриотической направленности, межпредметные связи и современные подходы к организации учебного процесса;

4) совершенствовать систему подготовки учащихся к выпускному экзамену по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования и централизованному экзамену (ЦЭ) по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;

5) обеспечивать качественное методическое сопровождение роста профессиональных компетенций педагогов и их успешной аттестации;

6) совершенствовать работу с высокомотивированными учащимися через факультативные и стимулирующие занятия с целью повышения качества подготовки к олимпиадам и НПК на II и III ступенях обучения.

свернуть

Тематика заседаний учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы в 2024/2025 учебном году


 

ТЕМАТИКА ЗАСЕДАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

Тематика заседаний

Дата

Форма

Вопросы для обсуждения

Ответственные

Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе в 2024/2025 учебном году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Август

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-методический блок:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования, особенности выполнения их требований в новом учебном году.

2. Вопросы безопасности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.

3. Новые учебные издания по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература», новые УМК для факультативных занятий.

 

Учебно-методический блок:

1. Анализ результатов экзамена по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

2. Анализ работы УМО за 2023/2024 учебный год. Организация и содержание методической работы с учителями русского языка и литературы в 2024/2025 учебном году с учетом рекомендаций министерства образования и анализа результатов предыдущего учебного года.

3. Направления работы по подготовке к централизованному экзамену по русскому языку на III ступени общего среднего образования.

5. Предметные журналы как средство информационной, научно-методической поддержки учителей русского языка и литературы и повышения их профессиональной компетентности.

 

Практический блок:

1. Обсуждение календарно-тематического  планирования.

2. Рассмотрение и обсуждение тем по самообразованию.

3. Организация и планирование работы с высокомотивированными учащимися по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература».

4. Использование материалов ЕИОР в образовательном процессе по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»: https://eior.by/

 

Пудакевич Т.Ч.

 

 

Окулевич О.Г.

 

 

Злобина О.М.

 

 

Терменева Л.А.

 

 

Терменева Л.А.

 

 

Терменева Л.А.

 

 

Агафонова А.И.

 

 

Учителя УМО

 

Учителя УМО

 

Учителя УМО

 

 

 

Лаптинская М.И.

 

Современное учебное занятие по русскому языку и литературе в

контексте формирования функциональной грамотности учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающий семинар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-методический блок:

1. Понятие функциональной грамотности. Результаты исследования НИКО.

2. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы с помощью современных технологий и методов обучения.

3. Факультативные занятия как форма дифференциации обучения учащихся русскому языку и литературе, способствующая формированию функциональной грамотности учащихся.

 

Учебно-методический блок:

1. Практико-ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования функциональной грамотности учащихся.

2. Использование инновационных форм и методов интенсификации обучения (кейс-метод, дебаты, дискуссии, игровые методы и др.) на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования функциональной грамотности учащихся.

3. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в контексте формирования функциональной грамотности учащихся.

4. Реализация межпредметных связей русского языка и литературы с целью формирования функциональной грамотности учащихся.

 

Практический блок:

Презентация собственных педагогических идей и находок, способствующих формированию функциональной грамотности учащихся.

 

 

Агафонова А.И.

 

Терменева Л.А.

 

 

 

Окулевич О.Г.

 

 

Лаптинская М.И.

 

 

Пудакевич Т.Ч.

 

 

Терменева Л.А.

 

 

Терменев А.Н.

 

 

 

Учителя УМО

Эффективные методы и приёмы подготовки

учащихся к централизован-ному экзамену по русскому

языку, а также к экзамену на по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар- практикум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-методический блок:

1. Особенности организации и проведения централизованного экзамена по русскому языку. Структура теста. Спецификация тестов.

2. Изложение как форма экзамена. Виды изложений.

 

Учебно-методический блок:

1. Комплексный подход при актуализации и систематизации знаний, умений и навыков по орфографии при подготовке к экзамену по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

2. Использование современных методов и приемов работы, включая современные интернет-ресурсы, способствующих эффективной подготовке учащихся к экзамену по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II и III ступени общего среднего образования.

3. Комплексная работа с текстом как основа для подготовки учащихся к экзамену по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Организация работы со сборником экзаменационных текстов.

4. Подготовка учащихся к экзамену по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II и III ступени общего среднего образования контексте формирования у учащихся функциональной грамотности, в особенности – читательской грамотности.

 

Практический блок:

1. Создание копилки методических идей «Эффективные методы и приемы подготовки учащихся 9, 11 классов к экзаменам».

 

 

Терменева Л.А.

 

Агафонова А.Н.

 

Терменева Л.А.

 

Бебех А.Н.

 

 

Пудакевич Т.Ч.

 

 

 

Лаптинская М.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителя УМО

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы как важной составляющей функциональ-ной грамотности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круглый стол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-методический блок:

1. Читательская грамотность как составляющая функциональной грамотности.

2. Формы, методы и приемы формирования и развития читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.

3. Учебное проектирование как форма самостоятельной работы учащихся.

 

Учебно-методический блок:

1. Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по русскому языку и литературе как средство развития читательской грамотности учащихся.

2. Развитие навыков аналитической работы с текстом на уроках русского языка и литературы для формирования эмоционального и социального интеллекта как компонентов функциональной грамотности учащихся.

3. Тексты новой природы (интернет-публикации, мультимедийные презентации, интерактивная инфографика) как ресурс формирования функциональной грамотности учащихся.

4. Потенциал инструментов визуализации текста (схемы, диаграммы, интеллект-карты, инфографика) в развитии метапредметных компетенций учащихся как основы функциональной грамотности.

 

Практический блок:

Моделирование этапов современного учебного занятия с использованием методов и приёмов, способствующих формированию читательской грамотности учащихся.

Агафонова А.И.

 

Терменева Л.А.

 

Пудакевич Т.Ч.

 

Терменева Л.А.

 

 

Злобина О.М.

 

 

Бебех А.Н.

 

Окулевич О.Г.

 

 

 

Учителя УМО

 

Анализ работы УМО

за 2024/2025 учебный год

Май

Круглый стол

Научно-методический блок:

1. Анализ работы УМО за 2024/2025 учебный год.

Учебно-методический блок:

1. Подведение итогов работы над темами по самообразованию.

 

 

2. Организация и проведение обязательного экзамена по русскому языку по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Практический блок:

1. Учебно-деловая игра «Нормы оценивания творческих работ. Виды речевых, грамматических ошибок. Ошибки в содержании».

 

Терменева Л.А.

 

 

 

Учителя УМО, работающие 1-2 года над темой по самообразованию

 

Терменева Л.А.

 

 

 

Учителя УМО

 

 

свернуть

Темы по самообразованию педагогических кадров учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы


ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Фамилия, имя, отчество

педагога

Тема

Виды работ над реализацией темы

Где рассматриваются результаты

1.

Агафонова Алина

Ивановна

Повышение мотивации к обучению на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах через включение учащихся в творческую деятельность

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока в 5 классе. Подготовка выступления на УМО

Заседание УМО, публикация конспекта урока

2.

Бебех Алина Николаевна

Использование техник визуализации на уроках русского языка и литературы в 7-9 классах как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока

 

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по теме самообразования. Подготовка выступления на УМО

Заседание УМО, ШМУ

3.

Гребельникова Варвара

Ивановна

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы в 6-7 классах через использование активных методов и форм обучения

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по теме самообразования

Заседание УМО, ШМУ

 

4.

Злобина Ольга Михайловна

Развитие коммуникативной компетенции учащихся 5-10 классов посредством использования творческих заданий

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока с последующей публикацией

Выступление в рамках Недели педмастерства. Публикация конспекта урока

 

5.

Ермак

Людмила

Иосифовна

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, обучающихся на дому, посредством технологии визуализации учебной информации по русскому языку

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока с последующей публикацией

Заседание УМО. Публикация конспекта урока

6.

Климович

Беатрис

Олеговна

Использование эффективных приемов визуализации для повышения орфографической грамотности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по теме самообразования

 

Заседание УМО, ШМУ

7.

Лаптинская Мария

Ивановна

Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока с последующей публикацией

Выступление в рамках Недели педмастерства. Публикация конспекта урока

 

8.

Лукша Ирина Леонидовна

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы в 6-7 классах через включение школьников в самостоятельную учебную деятельность

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по выбранной теме

Заседание УМО

9.

Макей Злата Сергеевна

Формирование метапредметных компетенций у учащихся 5-6 классов через использование игровых технологий на уроках русского языка

 

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока

Заседание УМО, ШМУ

10.

Окулевич Ольга

Григорьевна

Развитие метапредметных и предметных компетенций у учащихся 7-10 классов через проектирование уроков с использованием современных форм организации учебного взаимодействия

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока с последующей публикацией

Публикация конспекта урока

11.

Пудакевич

Татьяна

Чеславовна

Развитие у учащихся 7-9 классов лингвистических компетенций через использование технологий визуализации

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по теме самообразования

Заседание УМО. Выступление в рамках Недели педмастерства. Публикация конспекта урока

12.

Терменев

Александр

Николаевич

Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы в 6-8 классах как средства формирования лингвистической компетенции обучающихся

Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по теме самообразования

Заседание УМО

13.

Терменева Людмила

Анатольевна

Использование ИКТ и технологий визуализации на уроках русского языка и литературы в 9-11 классах как средства развития метапредметных компетенций учащихся

Разработка урока по теме самообразования. Подготовка выступления на УМО, мастер-класса на Неделю педмастерства. Разработка метод. рекомендаций по использованию средств ИКТ на уроках русского языка и литературы

Заседание УМО. Мастер-класс в рамках Недели педмастерства, публикации в СМИ, сотрудничество с ГрОИРО

 

свернуть

Характеристика педагогических кадров учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы


ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Фамилия,

имя, отчество

педагога

 

Образование

Дата

рождения

Категория

Педагоги-

ческий стаж

Последнее повышение квалификации

Планируемое повышение квалифи-

кации

Аттестация

Предпола-гаемая  аттестация

1.

Агафонова Алина Ивановна

Высшее

БГПУ им. М.Танка, 2009

13.03.1985

высшая

20 лет

2022

2025

2018

2025

2.

Бебех Алина Николаевна

Высшее

ГрГУ им.Я.Ку-палы,

2021

18.11.1999

б/к

3 года

2023

2025

-

2024

3.

Гребельникова Варвара Ивановна

Высшее

ГрГУ им.Я.Ку-палы,

2023

21.02.2002

б/к

2 года

-

2024

-

2025

 

4.

Злобина Ольга Михайловна

Высшее

ГрГУ им.Я.Ку-палы,

2006

03.04.1977

первая

11 лет

2020

2024

2020

2025

5.

Ермак Людмила Иосифовна

Высшее

ГрГУ им.Я.Купалы,

1990

05.12.1963

высшая

8 лет русский язык и лит-ра, 30 лет нач. классы

2019

2024

2009

-

6.

Климович Беатрис Олеговна

Незакон-ченное высшее

18.01.2004

б/к

1 год

студентка

-

-

-

7.

Лаптинская Мария Ивановна

Высшее,БГПУ им. М.Танка,

1997

15.08.1960

высшая

28 лет

2020

2024

2010

-

8.

Лукша Ирина Леонидовна

Высшее

БГУ,

2003

21.01.1978

вторая

16 лет

2024

2026

2020

2026

 

9.

Макей Злата Сергеевна

Незакон-

ченное высшее

06.05.2004

б/к

1 год

студентка

-

-

-

10.

Окулевич Ольга

Григорьевна

Высшее

Витеб-

ский государ-ственный универ-

ситет им. П.М. Маше-рова, 2006

28.07.1974

первая

19 лет учитель музыки,

6 лет учитель русского языка и лит-ры

2022

2025

2005

2026

11.

Пудакевич Татьяна

Чеславовна

Высшее,БГПУ им. М.Танка,

2009

17.11.1988

первая

12 лет

2021

2024

2021

2025

12.

Терменев

Александр Николаевич

Высшее

ГрГУ им.Я.Купалы,

1998

04.12.1973

б/к

3 года

2024

2024

-

2024

13.

Терменева Людмила Анатольевна

Высшее

ГрГУ им.Я.Купалы,

1998

08.09.1976

высшая

21 год

2022

2025

2021

2024

 

свернуть

Заседание учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы

28.10.2024

28 октября состоялось заседание учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы государственного учреждения образования «Средняя школа №41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно». Заседание было посвящено теме «Современное учебное занятие по русскому языку и литературе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».

В рамках научно-методического блока Агафонова А.И. познакомила участников заседания с понятием функциональной грамотности, задачами и результатами исследования НИКО.

Терменева Л.А. рассказала об особенностях формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы с помощью современных технологий и методов обучения.

С рассказом о том, какие возможности открывают факультативные занятия для дифференциации обучения учащихся русскому языку и литературе, способствующей формированию функциональной грамотности учащихся, выступила Окулевич О.Г.

Разнообразно был представлен учебно-методический блок. Коллеги делились друг с другом опытом использования разных методов и приемов на уроках русского языка и литературы в контексте формирования у учащихся функциональной грамотности.

Так, об использовании практико-ориентированных заданий на уроках русского языка в 6 классе рассказала Лаптинская М.И., об использовании инновационных форм и методов интенсификации обучения (кейс-метод, дебаты, дискуссии, игровые методы и др.) на уроках русского языка и литературы в старших классах – Пудакевич Т.Ч.

Особенности проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы в старших классах в контексте формирования функциональной грамотности учащихся осветила Терменева Л.А. Терменев А.Н. поделился своими наработками в вопросе реализации межпредметных связей русского языка и литературы в 7-8 классах.

В процессе работы участники заседания пополнили не только теоретическую базу знаний в вопросах формирования функциональной грамотности, но и копилку эффективных методов и приемов работы, интересных находок, способствующих формированию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.

свернуть