УМО учителей русского языка и литературы
Цели и задачи методической работы в 2024/2025 учебном году
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Повышение качества образования средствами учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература», в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ
Совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.
ЗАДАЧИ:
1) повышать профессиональную компетентность педагогов в сфере нормативно-правового обеспечения образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»;
2) совершенствовать методику преподавания учебных предметов, внедряя в учебный процесс современные методы и средства обучения, различные формы организации учебного взаимодействия, направленные на формирование функциональной, в том числе читательской, грамотности учащихся;
3) повышать эффективность учебных занятий в контексте реализации воспитательного потенциала урока, формирования у учащихся патриотических ценностных ориентаций, уважения к историческому прошлому, используя учебные материалы и тексты патриотической направленности, межпредметные связи и современные подходы к организации учебного процесса;
4) совершенствовать систему подготовки учащихся к выпускному экзамену по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования и централизованному экзамену (ЦЭ) по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;
5) обеспечивать качественное методическое сопровождение роста профессиональных компетенций педагогов и их успешной аттестации;
6) совершенствовать работу с высокомотивированными учащимися через факультативные и стимулирующие занятия с целью повышения качества подготовки к олимпиадам и НПК на II и III ступенях обучения.
Тематика заседаний учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы в 2024/2025 учебном году
ТЕМАТИКА ЗАСЕДАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ
Тематика заседаний |
Дата |
Форма |
Вопросы для обсуждения |
Ответственные |
Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе в 2024/2025 учебном году
|
Август
|
Семинар
|
Научно-методический блок: 1. Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования, особенности выполнения их требований в новом учебном году. 2. Вопросы безопасности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования. 3. Новые учебные издания по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература», новые УМК для факультативных занятий.
Учебно-методический блок: 1. Анализ результатов экзамена по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. 2. Анализ работы УМО за 2023/2024 учебный год. Организация и содержание методической работы с учителями русского языка и литературы в 2024/2025 учебном году с учетом рекомендаций министерства образования и анализа результатов предыдущего учебного года. 3. Направления работы по подготовке к централизованному экзамену по русскому языку на III ступени общего среднего образования. 5. Предметные журналы как средство информационной, научно-методической поддержки учителей русского языка и литературы и повышения их профессиональной компетентности.
Практический блок: 1. Обсуждение календарно-тематического планирования. 2. Рассмотрение и обсуждение тем по самообразованию. 3. Организация и планирование работы с высокомотивированными учащимися по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература». 4. Использование материалов ЕИОР в образовательном процессе по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»: https://eior.by/ |
Пудакевич Т.Ч.
Окулевич О.Г.
Злобина О.М.
Терменева Л.А.
Терменева Л.А.
Терменева Л.А.
Агафонова А.И.
Учителя УМО
Учителя УМО
Учителя УМО
Лаптинская М.И. |
Современное учебное занятие по русскому языку и литературе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся
|
Октябрь
|
Обучающий семинар
|
Научно-методический блок: 1. Понятие функциональной грамотности. Результаты исследования НИКО. 2. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы с помощью современных технологий и методов обучения. 3. Факультативные занятия как форма дифференциации обучения учащихся русскому языку и литературе, способствующая формированию функциональной грамотности учащихся.
Учебно-методический блок: 1. Практико-ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования функциональной грамотности учащихся. 2. Использование инновационных форм и методов интенсификации обучения (кейс-метод, дебаты, дискуссии, игровые методы и др.) на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования функциональной грамотности учащихся. 3. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в контексте формирования функциональной грамотности учащихся. 4. Реализация межпредметных связей русского языка и литературы с целью формирования функциональной грамотности учащихся.
Практический блок: Презентация собственных педагогических идей и находок, способствующих формированию функциональной грамотности учащихся.
|
Агафонова А.И.
Терменева Л.А.
Окулевич О.Г.
Лаптинская М.И.
Пудакевич Т.Ч.
Терменева Л.А.
Терменев А.Н.
Учителя УМО |
Эффективные методы и приёмы подготовки учащихся к централизован-ному экзамену по русскому языку, а также к экзамену на по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования
|
Декабрь
|
Семинар- практикум
|
Научно-методический блок: 1. Особенности организации и проведения централизованного экзамена по русскому языку. Структура теста. Спецификация тестов. 2. Изложение как форма экзамена. Виды изложений.
Учебно-методический блок: 1. Комплексный подход при актуализации и систематизации знаний, умений и навыков по орфографии при подготовке к экзамену по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. 2. Использование современных методов и приемов работы, включая современные интернет-ресурсы, способствующих эффективной подготовке учащихся к экзамену по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II и III ступени общего среднего образования. 3. Комплексная работа с текстом как основа для подготовки учащихся к экзамену по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Организация работы со сборником экзаменационных текстов. 4. Подготовка учащихся к экзамену по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II и III ступени общего среднего образования контексте формирования у учащихся функциональной грамотности, в особенности – читательской грамотности.
Практический блок: 1. Создание копилки методических идей «Эффективные методы и приемы подготовки учащихся 9, 11 классов к экзаменам».
|
Терменева Л.А.
Агафонова А.Н.
Терменева Л.А.
Бебех А.Н.
Пудакевич Т.Ч.
Лаптинская М.И.
Учителя УМО |
Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы как важной составляющей функциональ-ной грамотности
|
Март
|
Круглый стол
|
Научно-методический блок: 1. Читательская грамотность как составляющая функциональной грамотности. 2. Формы, методы и приемы формирования и развития читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы. 3. Учебное проектирование как форма самостоятельной работы учащихся.
Учебно-методический блок: 1. Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по русскому языку и литературе как средство развития читательской грамотности учащихся. 2. Развитие навыков аналитической работы с текстом на уроках русского языка и литературы для формирования эмоционального и социального интеллекта как компонентов функциональной грамотности учащихся. 3. Тексты новой природы (интернет-публикации, мультимедийные презентации, интерактивная инфографика) как ресурс формирования функциональной грамотности учащихся. 4. Потенциал инструментов визуализации текста (схемы, диаграммы, интеллект-карты, инфографика) в развитии метапредметных компетенций учащихся как основы функциональной грамотности.
Практический блок: Моделирование этапов современного учебного занятия с использованием методов и приёмов, способствующих формированию читательской грамотности учащихся. |
Агафонова А.И.
Терменева Л.А.
Пудакевич Т.Ч.
Терменева Л.А.
Злобина О.М.
Бебех А.Н.
Окулевич О.Г.
Учителя УМО |
Анализ работы УМО за 2024/2025 учебный год |
Май |
Круглый стол |
Научно-методический блок: 1. Анализ работы УМО за 2024/2025 учебный год. Учебно-методический блок: 1. Подведение итогов работы над темами по самообразованию.
2. Организация и проведение обязательного экзамена по русскому языку по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Практический блок: 1. Учебно-деловая игра «Нормы оценивания творческих работ. Виды речевых, грамматических ошибок. Ошибки в содержании». |
Терменева Л.А.
Учителя УМО, работающие 1-2 года над темой по самообразованию
Терменева Л.А.
Учителя УМО
|
Темы по самообразованию педагогических кадров учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы
ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
№ № |
Фамилия, имя, отчество педагога |
Тема |
Виды работ над реализацией темы |
Где рассматриваются результаты |
1. |
Агафонова Алина Ивановна |
Повышение мотивации к обучению на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах через включение учащихся в творческую деятельность |
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока в 5 классе. Подготовка выступления на УМО |
Заседание УМО, публикация конспекта урока |
2. |
Бебех Алина Николаевна |
Использование техник визуализации на уроках русского языка и литературы в 7-9 классах как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока
|
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по теме самообразования. Подготовка выступления на УМО |
Заседание УМО, ШМУ |
3. |
Гребельникова Варвара Ивановна |
Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы в 6-7 классах через использование активных методов и форм обучения |
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по теме самообразования |
Заседание УМО, ШМУ |
4. |
Злобина Ольга Михайловна |
Развитие коммуникативной компетенции учащихся 5-10 классов посредством использования творческих заданий |
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока с последующей публикацией |
Выступление в рамках Недели педмастерства. Публикация конспекта урока
|
5. |
Ермак Людмила Иосифовна |
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, обучающихся на дому, посредством технологии визуализации учебной информации по русскому языку |
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока с последующей публикацией |
Заседание УМО. Публикация конспекта урока |
6. |
Климович Беатрис Олеговна |
Использование эффективных приемов визуализации для повышения орфографической грамотности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка |
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по теме самообразования
|
Заседание УМО, ШМУ |
7. |
Лаптинская Мария Ивановна |
Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность |
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока с последующей публикацией |
Выступление в рамках Недели педмастерства. Публикация конспекта урока |
8. |
Лукша Ирина Леонидовна |
Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы в 6-7 классах через включение школьников в самостоятельную учебную деятельность |
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по выбранной теме |
Заседание УМО |
9. |
Макей Злата Сергеевна |
Формирование метапредметных компетенций у учащихся 5-6 классов через использование игровых технологий на уроках русского языка
|
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока |
Заседание УМО, ШМУ |
10. |
Окулевич Ольга Григорьевна |
Развитие метапредметных и предметных компетенций у учащихся 7-10 классов через проектирование уроков с использованием современных форм организации учебного взаимодействия |
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока с последующей публикацией |
Публикация конспекта урока |
11. |
Пудакевич Татьяна Чеславовна |
Развитие у учащихся 7-9 классов лингвистических компетенций через использование технологий визуализации |
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по теме самообразования |
Заседание УМО. Выступление в рамках Недели педмастерства. Публикация конспекта урока |
12. |
Терменев Александр Николаевич |
Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы в 6-8 классах как средства формирования лингвистической компетенции обучающихся |
Знакомство с методической литературой по теме. Разработка урока по теме самообразования |
Заседание УМО |
13. |
Терменева Людмила Анатольевна |
Использование ИКТ и технологий визуализации на уроках русского языка и литературы в 9-11 классах как средства развития метапредметных компетенций учащихся |
Разработка урока по теме самообразования. Подготовка выступления на УМО, мастер-класса на Неделю педмастерства. Разработка метод. рекомендаций по использованию средств ИКТ на уроках русского языка и литературы |
Заседание УМО. Мастер-класс в рамках Недели педмастерства, публикации в СМИ, сотрудничество с ГрОИРО |
Характеристика педагогических кадров учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
№ № |
Фамилия, имя, отчество педагога
|
Образование |
Дата рождения |
Категория |
Педагоги- ческий стаж |
Последнее повышение квалификации |
Планируемое повышение квалифи- кации |
Аттестация |
Предпола-гаемая аттестация |
1. |
Агафонова Алина Ивановна |
Высшее БГПУ им. М.Танка, 2009 |
13.03.1985 |
высшая |
20 лет |
2022 |
2025 |
2018 |
2025 |
2. |
Бебех Алина Николаевна |
Высшее ГрГУ им.Я.Ку-палы, 2021 |
18.11.1999 |
б/к |
3 года |
2023 |
2025 |
- |
2024 |
3. |
Гребельникова Варвара Ивановна |
Высшее ГрГУ им.Я.Ку-палы, 2023 |
21.02.2002 |
б/к |
2 года |
- |
2024 |
- |
2025 |
4. |
Злобина Ольга Михайловна |
Высшее ГрГУ им.Я.Ку-палы, 2006 |
03.04.1977 |
первая |
11 лет |
2020 |
2024 |
2020 |
2025 |
5. |
Ермак Людмила Иосифовна |
Высшее ГрГУ им.Я.Купалы, 1990 |
05.12.1963 |
высшая |
8 лет русский язык и лит-ра, 30 лет нач. классы |
2019 |
2024 |
2009 |
- |
6. |
Климович Беатрис Олеговна |
Незакон-ченное высшее |
18.01.2004 |
б/к |
1 год |
студентка |
- |
- |
- |
7. |
Лаптинская Мария Ивановна |
Высшее,БГПУ им. М.Танка, 1997 |
15.08.1960 |
высшая |
28 лет |
2020 |
2024 |
2010 |
- |
8. |
Лукша Ирина Леонидовна |
Высшее БГУ, 2003 |
21.01.1978 |
вторая |
16 лет |
2024 |
2026 |
2020 |
2026 |
9. |
Макей Злата Сергеевна |
Незакон- ченное высшее |
06.05.2004 |
б/к |
1 год |
студентка |
- |
- |
- |
10. |
Окулевич Ольга Григорьевна |
Высшее Витеб- ский государ-ственный универ- ситет им. П.М. Маше-рова, 2006 |
28.07.1974 |
первая |
19 лет учитель музыки, 6 лет учитель русского языка и лит-ры |
2022 |
2025 |
2005 |
2026 |
11. |
Пудакевич Татьяна Чеславовна |
Высшее,БГПУ им. М.Танка, 2009 |
17.11.1988 |
первая |
12 лет |
2021 |
2024 |
2021 |
2025 |
12. |
Терменев Александр Николаевич |
Высшее ГрГУ им.Я.Купалы, 1998 |
04.12.1973 |
б/к |
3 года |
2024 |
2024 |
- |
2024 |
13. |
Терменева Людмила Анатольевна |
Высшее ГрГУ им.Я.Купалы, 1998 |
08.09.1976 |
высшая |
21 год |
2022 |
2025 |
2021 |
2024 |
Заседание учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы
28.10.202428 октября состоялось заседание учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы государственного учреждения образования «Средняя школа №41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно». Заседание было посвящено теме «Современное учебное занятие по русскому языку и литературе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».
В рамках научно-методического блока Агафонова А.И. познакомила участников заседания с понятием функциональной грамотности, задачами и результатами исследования НИКО.
Терменева Л.А. рассказала об особенностях формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы с помощью современных технологий и методов обучения.
С рассказом о том, какие возможности открывают факультативные занятия для дифференциации обучения учащихся русскому языку и литературе, способствующей формированию функциональной грамотности учащихся, выступила Окулевич О.Г.
Разнообразно был представлен учебно-методический блок. Коллеги делились друг с другом опытом использования разных методов и приемов на уроках русского языка и литературы в контексте формирования у учащихся функциональной грамотности.
Так, об использовании практико-ориентированных заданий на уроках русского языка в 6 классе рассказала Лаптинская М.И., об использовании инновационных форм и методов интенсификации обучения (кейс-метод, дебаты, дискуссии, игровые методы и др.) на уроках русского языка и литературы в старших классах – Пудакевич Т.Ч.
Особенности проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы в старших классах в контексте формирования функциональной грамотности учащихся осветила Терменева Л.А. Терменев А.Н. поделился своими наработками в вопросе реализации межпредметных связей русского языка и литературы в 7-8 классах.
В процессе работы участники заседания пополнили не только теоретическую базу знаний в вопросах формирования функциональной грамотности, но и копилку эффективных методов и приемов работы, интересных находок, способствующих формированию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.