УМО учителей химии, биологии, географии, ОБЖ


План работы учебно-методического объединения учителей химии, биологии, географии на 2024/2025 учебный год


 

Методическая тема: Повышение качества образования средствами учебных предметов «Химия», «Биология», «География», в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».

 

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителей по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся как условие обеспечения качества образовательного процесса по учебным предметам «Химия», «Биология», «География.

 

Задачи:

1) рассмотреть теоретические и практические аспекты формирования функциональной грамотности учащихся, вопросы методики преподавания учебных предметов «Химия», «Биология», «География» в контексте рассматриваемой темы с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта;

2) определить эффективные формы, методы и приемы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся по формированию функциональной грамотности средствами предметов естественного цикла;

3) освоить способы организации обучения учащихся с широким использованием средств коммуникации, онлайн-взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов;

4) совершенствовать уровень теоретической, предметно-методической и психолого-педагогической подготовки учителей химии, биологии, географии;

5) способствовать совершенствованию профессионально-личностного развития учителей биологии, химии, географии, внедрению в педагогическую практику эффективных способов и приемов развития и воспитания личности учащегося, в частности, формирования его функциональной грамотности;

6) осуществлять качественное методическое сопровождение роста профессиональной компетентности педагогов, их самообразовательной деятельности;

7) стимулировать мотивацию педагогов к профессиональному самообразованию, повышению квалификации, участию в конкурсах педагогического мастерства.

 

Направления    работы УМО: 

1. Повышение профессионального   мастерства учителей:

– повысить профессиональную компетентность педагогов по химии, биологии, географии;

– изучить инновационные подходы в обучении предметов;

– посещать   тематические семинары на базе учреждений образования  города и района;

– участвовать в работе педагогических советов, научно-практических конференций, районных семинаров учителей химии, биологии, географии;

– участвовать в профессиональных конкурсах и фестивалях;

– использовать опыт передовых учителей, изучать Интернет ресурсы;

– обобщить и распространить опыт работы учителей УМО;

– продолжать повышение квалификации, обучаясь в различных очных и дистанционных курсах по повышению квалификации учителей.

2. Методическая   деятельность:

– утверждение   тем по самообразованию;

– работа   по темам   самообразования, подготовка и участие в школьной педагогической конференции «Самообразование: развитие и открытие».

– работа по организации исследовательской деятельности учащихся;

– проведение открытых уроков, круглых столов и семинаров по вопросам методики преподавания предметов;

– составление плана подготовки учащихся к олимпиаде по химии, биологии, географии;

– изучение документов по окончании учебного года и проведению экзаменационной компании;

– накопление   дидактического   материала;

– оформление стендов с информационно-методическими материалами в учебных кабинетах.

3. Повышение успеваемости и качества знаний по предметам:

– добиваться усвоения знаний и навыков по предмету в соответствии с требованиями программ и государственных стандартов образования;

– применять современные, инновационные методы обучения;

– вести целенаправленную работу по ликвидации пробелов знаний учащихся;

– обращать особое внимание на мотивацию деятельности ученика на уроке;

– создать комфортные условия работы для всех учащихся на уроках;

– дополнительные занятия использовать для расширенного изучения отдельных вопросов школьных программ по  химии, биологии, географии;

– практиковать разноуровневые контрольные работы, тесты с учетом уровня подготовленности учащихся;

– вести качественную работу по подготовке учащихся к ЦТ, ЦЭ.

4. Организация   контроля    ЗУН обучающихся:

– взаимопосещение уроков;

– проведение контрольных работ;

– работа по подготовке к экзаменам за курс базовой и средней школы. Подготовка к ЦТ, ЦЭ. 

– проведение и анализ итоговых контрольных работ по предметам УМО.

5. Работа с высокомотивированными учащимися:

– выявление высокомотивированных детей по результатам творческих заданий по предметам, олимпиадам;

– организация индивидуальных занятий с высокомотивированными детьми, привлечение их к участию в научно-практических конференциях, подготовке и презентации исследовательских работ;

– обучение учащихся работе с научной литературой, со справочниками по предмету, использованию Интернета для получения дополнительного материала;

– подготовка и участие в конференциях, конкурсах, квестах, очных и заочных олимпиадах по химии, биологии, географии;

– способствовать творческому росту ученика, создавая комфортные условия для развития его личности.

6. Внеклассная работа:

– подготовка и проведение предметной недели (по отдельному плану);

– подготовка к олимпиадам по химии, биологии, географии;

– участие в   I и II этапах республиканской    олимпиады.

 

Тематика заседаний учебно-методического объединения

 

 

№ п/п

Тема

Дата проведения

Форма проведения

Ответственные

1.

Заседание УМО №1

Тема: «Повышение качества образования средствами учебных предметов «Химия», «Биология», «География» в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся». 

1.Теоретические и практические аспекты формирования функциональной грамотности учащихся на уроках. Методика преподавания учебных предметов в контексте формирования функциональной грамотности учащихся.

2.Использование биологических и экологических задач как средство формирования функциональной грамотности учащихся. 3.Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению географии и его влияние на функциональную грамотность учащихся. 4.Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии и химии как средство развития медиакомпетентности учащихся.

5.Совершенствование методов работы с вы пускниками с целью успешной сдачи ЦТ и ЦЭ Совершенствование методов работы со слабоуспевающими учащимися по биологии, химии, географии.

6.Развитие познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей учащихся в процессе организации внеурочной деятельности по учебным предметам биологии/химии/географии.

Планирование учебной и внеклассной работы в рамках проведения предметной недели. 

7. Анализ результатов выступлений учащихся на I-м этапе республиканской олимпиады по химии, биологии и географии. Подготовка к участию во II-м этапе республиканской олимпиады: решение олимпиадных заданий. Организация работы по подготовке и проведению 1 этапа внутришкольной олимпиады для 5–9 классов: разработка олимпиадных заданий.

8. Анализ успеваемости за I четверть. Проведение диагностики для прогнозирования результатов образовательного процесса по предметам.

9. Система работы по организации и подготовке к ЦЭ, ЦТ. Совместное сопровождение учащихся при подготовке к ЦЭ, ЦТ учителями методического объединения.

10. Организация работы с учащимися с низкой учебной мотивацией и уровнем учебных достижений (2-3 балла).

30.10.2024

Круглый стол

Педагоги УМО

Лебедь Т.Г.

Дубровская А.И.

Стефанович-Валюшко О.П.

2.

Заседание УМО №2

Тема: Теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащегося в рамках формирования функциональной грамотности.

1.Проектно-исследовательская деятельность учащихся по биологии как средство формирования функциональной грамотности.

2.Методика организации химического эксперимента как ресурса формирования исследовательских компетенций и экологической культуры учащихся.

3.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в обучении географии.  

4.Выполнение единых требований к оформлению тетрадей.

5.Анализ усвоения программного материала; анализ ошибок с целью коррекции.

6.Активизация работы с высокомотивированными учащимися. Развитие интереса учащихся к предметам естественно научного цикла 7.Совершенствование методов работы с выпускниками с целью успешной сдачи ЦЭ и ЦТ

Январь

2025

 

Творческий отчет

 

Обмен информацией

 

Педагоги УМО

Бондарук Т.И.

Кажарнович О.Ю.

Говсь Е.С.

 

3.

Заседание УМО №3

Проектирование современного урока по биологии, химии, географии, человек и мир с целью развития формирования функциональной грамотности учащихся

1.Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроке биологии, человек и мир. Использование учебного материала в расширении воспитательного потенциала урока биологии.

2.Проектирование современного урока химии с использованием активных и интерактивных методов обучения как условие формирования функциональной грамотности учащихся.

3.Развитие творческой активности учащихся на уроках географии (по теме самообразования)

4. Дискуссия:

а) современный урок географии, биологии, химии:  его составляющие и критерии успешности;

б) активные методы и формы обучения как ресурс реализации воспитательного потенциала учебного предмета

5. Проверка выполнения учебных программ, взаимопроверка ведения тетрадей.

6. Анализ успеваемости за III четверть. Проведение диагностики для прогнозирования результатов образовательного процесса по химии, биологии, географии.

7. Организация работы по подготовке и проведению 2-го этапа внутришкольной олимпиады для 5 – 9 классов: разработка олимпиадных заданий.

8. Обсуждение вопроса о подготовке к проведению централизованного экзамена и тестирования по предметам «Химия», «Биология», «География».

9.Нормативные правовые документы и методические рекомендации по проведению итоговой аттестации учащихся  в 2024/2025 учебном году.

 

Март

2025

Семинар-практикум

Дискуссия

Педагоги УМО

Василевич О.А.

Жоль А.В.

Коледа Г.Я.

Лагода Н.В.

 

4.

Заседание УМО №4

1.Подведение итогов работы УМО за учебный год

2.Мониторинг по предметам за 2024/2025 учебный год, прохождение учебной  программы.

 

3.Предварительное планирование работы УМО на 2025/2026 учебный год.

 

4. Результаты РТ и прогноз результатов ЦТ, ЦЭ 2025.

 

5.Отчёт председателя  УМО о проделанной работе за 2024/2025 учебный год.

 

Май-

июнь

2025

 

Панорама опыта

 

Педагоги УМО

 

5.

Заседание УМО №5

1.Анализ итогов  работы учебно-методического  объединения в 2024/2025 учебном  году.

2.Актуальные вопросы организации образовательного процесса  в учреждениях общего среднего образования по химии, биологии и географии в 2025/2026 учебном году:

 - нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2025/2026 учебном году;

 - особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Химия», «Биология», «География»;

 - актуальные аспекты обучения и воспитания при реализации образовательных программ общего среднего образования;

 - учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования;

 - методическое обеспечение образовательного процесса по предметам «Химия», «Биология», «География»;

3.Самообразование педагогов – необходимое условие профессиональной деятельности.

4.Об аттестации педагогических работников в 2025/2026 учебном году.

5.Об организации методической помощи молодым учителям.

 6.Об организации работы с высокомотивированными учащимися (подготовка к районной НПК, к 1,2 этапам республиканской олимпиады по учебным предметам  «Химия», «Биология», «География».

7.Обсуждение проекта плана работы учебно-методического объединения учителей химии, биологии, географии на 2024/2025 учебный год.

8. О принятии формы протокола заседания УМО на 2025/2026 учебный год.

9. О выборах председателя УМО на 2025/2026 учебный год

Август

2025

 

ИМС

Педагоги УМО

свернуть

Заседание учебно-методического объединения учителей химии, биологии и географии

29.10.2024

29 октября 2024 года состоялось заседание учебно-методического объединения учителей химии, биологии и географии по теме «Повышение качества образования средствами учебных предметов «Химия», «Биология», «География» в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся». Педагоги обсудили теоретические и практические аспекты формирования функциональной грамотности учащихся на уроках, методики преподавания учебных предметов в контексте формирования функциональной грамотности учащихся.

Учитель биологии Лебедь Т.Г. выступила с информацией из опыта работы по использованию биологических и экологических задач как средства формирования функциональной грамотности. Учитель химии и биологии Стефанович-Валюшко О.П. в своем выступлении раскрыла способы использования цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии и химии как средство развития медиакомпетентности учащихся. Учитель географии Лагода Н.В. в информации по вопросу «Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению географии и его влияние на функциональную грамотность учащихся» отметила, что для обеспечения качественного географического образования необходимо применять методы и приемы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности.  Учитель поделилась опытом использования в педагогической деятельности приемов, повышающих познавательную активность: «Карусель», «Мудрые совы», «Концептуальная таблица», «Интеллект-карта», приемами, используемыми на уроках географии при работе с текстом.

Педагоги учебно-методического объединения убеждены, что дать возможность человеку полноценно жить в современном мире может только развитие у него функциональной грамотности.

Функционально грамотный человек-это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 

 

свернуть