УМО учителей химии, биологии, географии, ОБЖ


 

План работы учебно-методического объединения учителей химии, биологии, географии на 2023/2024 учебный год


Методическая тема: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам воспитания и развития личности учащегося средствами учебных предметов химия, биология, география.

Цель: совершенствование образовательного процесса, повышение профессионального мастерства педагогов учреждения образования, освоение рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся с учётом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики.

Задачи:

  1. Продолжить работу по формированию профессиональной компетентности учителей как важнейшего условия совершенствования образовательного процесса по химии, биологии, географии.
  2. Обеспечивать  безопасные условия при организации образовательного процесса.
  3. Создавать условия для обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.
  4. Создавать оптимальные условия для развития творческого потенциала личности учащегося на уроках химии, биологии, географии и во внеурочной деятельности.
  5. Использовать в образовательном процессе дидактические материалы по учебным предметам практико-ориентированного характера для формирования метапредметных умений и навыков учащихся, реализации межпредметных связей, воспитательного и развивающего потенциала содержания учебных занятий;
  6. Освоить педагогами способы организации обучения с широким использованием современных средств коммуникации, визуализации, онлайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов.
  7. Использовать резервы самостоятельной работы учащихся при проблемном, исследовательском и проектном обучении; создавать условия для самореализации и самоопределения личности учащегося.
  8. Стимулировать мотивацию педагогов к профессиональному самообразованию, повышению квалификации, участию в конкурсах педагогического мастерства.
  9. Обеспечить методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации.

 

Направления    работы УМО: 

  1. Повышение профессионального   мастерства учителей:

– повысить профессиональную компетентность педагогов по химии, биологии, географии;

– изучить инновационные подходы в обучении предметов;

– посещать   тематические семинары на базе учреждений образования  города и района;

– участвовать в работе педагогических советов, научно-практических конференций, районных семинаров учителей химии, биологии, географии;

– участвовать в профессиональных конкурсах и фестивалях;

– использовать опыт передовых учителей, изучать Интернет ресурсы;

– обобщить и распространить опыт работы учителей УМО;

– продолжать повышение квалификации, обучаясь в различных очных и дистанционных курсах по повышению квалификации учителей.

  1. Методическая   деятельность:

– утверждение   тем по самообразованию;

– работа   по темам   самообразования;

– работа по организации исследовательской деятельности учащихся;

– проведение открытых уроков, круглых столов и семинаров  по вопросам методики преподавания предметов;

– составление плана подготовки учащихся к олимпиаде по химии, биологии, географии;

– изучение документов по окончании учебного года и проведению экзаменационной компании;

– накопление   дидактического   материала;

– оформление стендов с информационно-методическими материалами в учебных кабинетах.

  1. 3. Повышение успеваемости и качества знаний по предметам:

– добиваться усвоения знаний и навыков по предмету в соответствии с требованиями программ и  государственных стандартов образования;

– применять современные, инновационные методы обучения;

– вести целенаправленную работу по ликвидации пробелов знаний учащихся;

– обращать особое внимание на мотивацию деятельности ученика на уроке;

– создать комфортные условия работы для всех учащихся на уроках;

– дополнительные занятия использовать для расширенного изучения отдельных вопросов школьных программ по  химии, биологии, географии;

– практиковать разноуровневые контрольные работы, тесты с учетом уровня подготовленности учащихся;

– вести качественную работу по подготовке учащихся к ЦТ, ЦЭ.

  1. Организация   контроля    ЗУН обучающихся:

– взаимопосещение уроков;

– проведение контрольных работ;

– работа по подготовке к экзаменам за курс базовой и средней школы. Подготовка к ЦТ, ЦЭ. 

– проведение и анализ итоговых контрольных работ по предметам УМО.

  1. Работа с высокомотивированными учащимися:

– выявление высокомотивированных детей по результатам творческих заданий по предметам, олимпиадам;

– организация индивидуальных занятий с высокомотивированными детьми, привлечение их к участию в научно-практических конференциях, подготовке и презентации исследовательских работ;

– обучение учащихся работе с научной литературой, со справочниками по предмету, использованию Интернета для получения дополнительного материала;

– подготовка и участие в конкурсах, квестах, очных и заочных олимпиадах по химии, биологии, географии;

– способствовать творческому росту ученика, создавая комфортные условия для развития его личности.

  1. Внеклассная работа:

– подготовка и проведение предметной недели (по отдельному плану);

– подготовка к олимпиадам по химии, биологии, географии;

– участие в   I и II этапах республиканской    олимпиады.

Тематика заседаний учебно-методического объединения

 

№ п/п

Тема

Дата проведения

Форма проведения

Ответственные

1.

Заседание №1

1.   Анализ итогов  работы учебно-методического  объединения в 2022/2023 учебном  году.

2.Актуальные вопросы организации образовательного процесса  в учреждениях общего среднего образования по химии, биологии и географии в 2023/2024 учебном году:

 нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году;

особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Химия», «Биология», «География»;

актуальные аспекты обучения и воспитания при реализации образовательных программ общего среднего образования;

учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования;

 методическое обеспечение образовательного процесса по предметам «Химия», «Биология», «География»;

3.Содержание “Метадычных рэкамендацый па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі” (ад 21.08.2023 г)

4.Самообразование педагогов – необходимое условие профессиональной деятельности.

5.Об аттестации педагогических работников в 2023/2024 учебном году.

6.Об организации методической помощи молодым учителям.

 7.Об организации работы с высокомотивированными учащимися

(подготовка к районной НПК, к 1,2 этапам республиканской олимпиады по учебным предметам  «Химия», «Биология», «География».

8.Обсуждение проекта плана работы учебно-методического объединения учителей химии, биологии, географии на 2023/2024 учебный год.

9. О принятии формы протокола заседания УМО на 2023/2024 учебный год

31.08.2023

 

Инструктивно-методическое совещание

 

Коледа Г.Я.

Жоль А.В.

Говсь Е.С.

 

2.

Заседание №2

Профессиональная компетентность учителя по  воспитанию и развитию личности учащегося:

1.Профессиональные компетенции учителя.

2.Реализация воспитательного и развивающего потенциала урока географии через работу с содержанием учебного материала.

3.Проектная деятельность как средство развития у учащихся чувства ответственности и патриотизма, социальной мобильности и способности адаптироваться в разных жизненных ситуациях

4.О проведении недели химии, биологии, географии в ноябре 2023/2024 учебного года.

02.11.2023

 

Круглый стол

 

Коледа Г.Я.

Кажарнович О.Ю.

Лагода Н.В.

 

3.

Заседание №3

Формирование функциональной грамотности личности учащихся посредством учебного предмета:

1.Использование биологических задач как средство формирования функциональной грамотности.

2.Формирование функциональной грамотности личности учащегося средствами учебного предмета «Химия».

3. Воспитание личности учащегося через совершенствование читательской грамотности и формирования естественно-научной грамотности на уроках  географии.

 

03.01.2024

 

Обучающий семинар

 

Лисица А.А.

Лебедь Т.Г.

Коледа Г.Я.

Дубровская А.И.

 

4.

Заседание №4

Познавательный интерес как черта личности и ее совершенствование:

1.Эстетическое, нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся в процессе деятельности и во внеурочное время по учебному предмету «Биология»

2. Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению химии.

3.  Самостоятельная работа как познавательная деятельность учащихся в обучении географии.

4.  Нормативные правовые документы и методические рекомендации по проведению итоговой аттестации учащихся  в 2023/2024 учебном году.

 

28.03.2024

 

Семинар- практикум

 

Соколовская А.И.

Стефанович-Валюшко О.П.

Бондарук Т.И.

Григорович К.В.

Говсь Е.С.

 

5.

Заседание №5

2.Отчеты учителей о проделанной работе за год.    

 3. Подведение итогов работы УМО.

4. Мониторинг по предметам за 2023/2024 учебный год, прохождение учебной  программы.

5.Предварительное планирование работы УМО на 2024/2025 учебный год

6. Результаты РТ и прогноз результатов ЦТ, ЦЭ 2024.

7.Отчёт руководителя  УМО о проделанной работе за 2023/2024 учебный год.

 

 

26.05.2024

 

Круглый стол

 

Коледа Г.Я.,

педагоги УМО

 

6.

Заседание №6

1.Анализ итогов  работы учебно-методического  объединения в 2023/2024 учебном  году.

2.Актуальные вопросы организации образовательного процесса  в учреждениях общего среднего образования по химии, биологии и географии в 2024/2025 учебном году:

 нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования по химии, биологии и географии в 2024/2025 учебном году:

 нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году;

особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Химия», «Биология», «География»;

актуальные аспекты обучения и воспитания при реализации образовательных программ общего среднего образования;

учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования;

 методическое обеспечение образовательного процесса по предметам «Химия», «Биология», «География»;

актуальные аспекты обучения и воспитания при реализации образовательных программ общего среднего образования;

учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования;

 методическое обеспечение образовательного процесса по предметам «Химия», «Биология», «География»;

3.Самообразование педагогов – необходимое условие профессиональной деятельности.

4.Об аттестации педагогических работников в 2024/2025 учебном году.

5.Об организации методической помощи молодым учителям.

 6.Об организации работы с высокомотивированными учащимися

(подготовка к районной НПК, к 1,2 этапам республиканской олимпиады по учебным предметам  «Химия», «Биология», «География».

7.Обсуждение проекта плана работы учебно-методического объединения учителей химии, биологии, географии на 2024/2025 учебный год.

8. О принятии формы протокола заседания УМО на 2024/2025 учебный год.

27.08.2024

 

Инструктивно-методическое совещание

 

Коледа Г.Я.

Педагоги УМО

 

    Председатель УМО                                                                                         Г.Я.Коледа

 

свернуть

Заседание УМО учителей химии, биологии и географии

03.11.2023

03.11.2023 года состоялось заседание УМО учителей химии, биологии и географии в форме круглого стола по теме «Профессиональная компетентность учителя по воспитанию и развитию личности учащегося». Педагоги обсудили компоненты профессиональной компетентности педагога, пути повышения педагогического мастерства в современной школе (Коледа Г.Я.), особенности реализации воспитательного и развивающего потенциала урока географии через работу с содержанием учебного материала (Говсь Е.С.), возможности  проектной деятельности как средства развития у учащихся чувства ответственности и патриотизма, социальной мобильности и способности адаптироваться в разных жизненных ситуациях( Кажарнович О.Ю.).

Участник заседания УМО определили направления подготовки учащихся к новому знаковому образовательному событию 2023 года- проведению национального исследования качества образования (НИКО).

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель», - говорил Л. Н. Толстой.

 

 

 

свернуть

Заседание УМО учителей химии, биологии и географии по теме «Формирование функциональной грамотности личности учащихся посредством учебного предмета»

04.01.2024

04.01.2024 года состоялось заседание УМО учителей химии, биологии и географии по теме «Формирование функциональной грамотности личности учащихся посредством учебного предмета».

Учитель биологии Лебедь Т.Г. выступила с информацией из опыта работы по использованию биологических задач как средства формирования функциональной грамотности. Учитель химии Стефанович-Валюшко О.П. в своем выступлении раскрыла способы формирования функциональной грамотности личности учащегося средствами учебного предмета «Химия». Учитель географии Дубровская А.И. в информации по вопросу «Воспитание личности учащегося через совершенствование читательской грамотности и формирования естественно- научной грамотности на уроках географии» отметила, что при выполнении компетентностно - ориентированных заданий  основное внимание стоит уделять формированию способностей учащихся использовать географические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Педагоги учебно-методического объединения убеждены, что содержание современного образования ориентировано на развитие учащегося, способного решать задачи, проблемы, возникающие в познании, во взаимодействии с людьми и в целом в его жизни. Дать возможность человеку полноценно жить в современном мире может только развитие у него функциональной грамотности.

Функционально грамотная личность – это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая 11, выпускным.

 

свернуть

Рекомендации по актуальным вопросам преподавания учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования


География Беларуси

В учебном пособии «География Беларуси» для IX класса, изданном в 2019 году, приведены статистические данные за 2017–2018 годы. В связи с этим при организации образовательного процесса 2023/2024 учебном году необходимо использовались актуальные статистические данные при изучении тем «География населения Беларуси», «География хозяйства и внешнеэкономические связи Беларуси», «Области и город Минск».

Обращаем внимание, что при изучении темы 5 «География населения Беларуси» следует использовать обновленные статистические данные за 2022 год. Необходимую информацию можно получить из интернет-ресурсов: официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь (https://www.belstat.gov.by), разделы «Население и миграция» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/naselenie-i-migratsiya/) и «Беларусь в цифрах, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_69861/).

В качестве дополнительного материала целесообразно использовать информацию о социальной роли молодежи и формах ее занятости, социальной и семейной политике, внимании государства к многодетным семьям и пожилым людям, поддержке государством одаренной молодежи. В качестве источника информации можно использовать материалы учебного издания «Я – гражданин Республики Беларусь» (темы «Социальная сфера», «Молодость – время выбора», «Молодежная политика»).

Справочно:

 Учебное издание «Я – гражданин Республики Беларусь» вручается каждому учащемуся, достигшему возраста получения паспорта.

Также можно предложить учащимся выполнить задания по данной тематике. Например, «Для приобщения молодежи к общественно полезному труду и получению трудовых навыков в Республике Беларусь организуется временная трудовая занятость молодежи. Для учащихся с 14 лет организована вторичная занятость, студенческие отряды, работают лагеря труда и отдыха. В каких из перечисленных форм временной трудовой занятости вы принимали участие? Стали ли вы частью экономически активного населения страны? Свой ответ обоснуйте».

При изучении темы 6 «География хозяйства и внешнеэкономические связи Беларуси» необходимо актуализировать учебный материал по изучению национальной экономики страны, географии внешней торговли, структуре иностранных инвестиций. Рекомендуется использовать информацию, представленную в статистических сборниках «Беларусь в цифрах, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_69861/), «Сельское хозяйство Республики Беларусь, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/selskoe-hozyaistvo/selskoe-khozyaystvo/statisticheskie-izdaniya/), «Промышленность Республики Беларусь, 2023» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/promyshlennost/publikatsii_13/), «Транспорт в Республике Беларусь, 2022» (https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/transport/ofitsialnye-publikatsii_11/), размещенных на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь (https://www.belstat.gov.by).

Для актуализации учебного материала по изучению национальной экономики страны можно также использовать материалы республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ»). Информационно-методические материалы проекта «ШАГ» размещены на национальном образовательном портале https://vospitanie.adu.by/ / Организация воспитания / Школа Активного Гражданина

Справочно:

 В 2022/2023 учебном году ключевая идея проекта заключалась в том, чтобы рассказать учащимся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. В частности, в рамках проекта рассмотрены темы:

«Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений);

«Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии);

«Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны);

«Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого» (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве).

При изучении основных видов экономической деятельности и отраслей хозяйства Беларуси следует использовать обновленные статистические данные по работе отдельных предприятий. Необходимая информация содержится на официальных сайтах предприятий, а также официальных сайтах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (https://www.minpriroda.gov.by), Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (http://mshp.gov.by/ru/?iecbaaaaiecbaimg), Министерства промышленности (https://minprom.gov.by/). Также можно предложить учащимся выполнить задания по анализу обновленных статистических данных: объяснить причины изменений в структуре посевных площадей и структуре валового сбора зерновых культур, картофеля, технических культур; построить диаграммы, отражающие динамику объема производства транспортных средств, объяснить причины выявленных тенденций.

Для воспитания у учащихся патриотизма на принципах идеологии белорусского государства рекомендуется включить в содержание уроков по географии Беларуси дополнительный материал об основных государственных программах, отражающих приоритеты социально-экономического и инновационного развития Республики Беларусь, информация о которых размещена на сайте Министерства экономики Республики Беларусь: https://economy.gov.by/ru/gos-progr-2021-25-ru/. Целесообразно ознакомить учащихся с государственными программами на 2021–2025 годы, например, такими как «Здоровье народа и демографическая безопасность», «Социальная защита» (при изучении темы «География населения Беларуси»), «Аграрный бизнес», «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы», «Образование и молодежная политика», «Цифровое развитие Беларуси» (при изучении темы «География хозяйства и внешнеэкономические связи Беларуси»).

В качестве дополнительного материала рекомендуется также включить информацию о реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года (режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf).

При изучении темы 7 «Области и город Минск» рекомендуется использовать актуальную информацию и обновленные статистические данные, размещенные на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь (https://www.belstat.gov.by), а также на официальных сайтах исполнительных комитетов (Брестский областной исполнительный комитет – https://brest-region.gov.by/ru, Витебский областной исполнительный комитет – https://vitebsk-region.gov.by, Гомельский областной исполнительный комитет – https://gomel-region.by, Гродненский областной исполнительный комитет – https://grodno-region.by, Могилевский областной исполнительный комитет https://mogilev-region.gov.by, Минский областной исполнительный комитет https://minsk-region.gov.by – Минский городской исполнительный комитет https://minsk.gov.by).

свернуть