Советы социально-педагогической и психологической службы


 

Месячник по профилактике суицидов «Твой выбор – ТВОЯ ЖИЗНЬ! Выбирай ПРАВИЛЬНО!»


План

проведения месячника по профилактике суицидов

«Твой выбор – ТВОЯ ЖИЗНЬ! Выбирай ПРАВИЛЬНО!»

государственное учреждение образования

«Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно»

 с 21.09.2023 по 21.10.2023

 

п/п

Название мероприятие

Дата проведения

Класс, категория участников

Ответственные

1.

Размещение информации о месячники по профилактики суицида «Твой выбор – ТВОЯ ЖИЗНЬ! Выбирай ПРАВИЛЬНО!» посредством мессенджера «Instagram», информационный стенд

21.09.2023-21.10.2023

I-XI классы

Педагоги-организаторы Полторак А.М, Старовойтова К.В.,

педагог психолог Рашкевич С.А., классные руководители I-XI классы

2.

Информирование участников образовательного процесса о значимости региональных карт помощи пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации по Октябрьскому району и Гродненской области. Рассылка рекомендаций для учащихся VI-XI, педагогов, родителей о размещении ссылок на региональные карты помощи на мобильные телефоны

21.09.2023-21.10.2023

VI-XI классы

Педагог-психолог Рашкевич С.А, педагог социальный

Каратченя Е.А, классные руководители VI-XI классы

Районные мероприятия

3.

Участие в районном уроке правовых знаний для учащихся с представителями органов загса «Права и обязанности, вытекающие из семейного законодательства»

22.09.2023

13:30

в (формате онлайн-стрима)

X-XI классы

 Заместитель директора по воспитательной работе

Михальченко И.В.

4.

Участие в VI районном родительском  собрании  «Семья – это самое важное в жизни»

04.10.2023 17:30-18:30

(в формате онлайн)

 

Заместитель директора по воспитательной работе

Михальченко И.В.

5.

Участие в районной школе командиров антинаркотических отрядов «Вместе против наркотиков»

29.09.2023

13:30

ГУО «Средняя школа № 35 имени Н.А.Волкова г. Гродно»

педагоги-психологи

Заместитель директора по воспитательной работе

Михальченко И.В., педагоги-организаторы Полторак А.М, Старовойтова К.В.

6.

Участие в районной диалоговой площадке для учащихся «Цени свою жизнь»

10.10.2023

13:30

ГУО «Средняя школа № 35 имени Н.А.Волкова

г. Гродно»

X-XI классы

Заместитель директора по воспитательной работе

Михальченко И.В.

7.

Участие в районном методическом объединении педагогов-психологов «Современные подходы в профилактике суицидоопасного поведения несовершеннолетних и оказание психолого-педагогической помощи в   кризисной ситуации»

18.10.2023

14:00

ГУО «Гимназия № 9 имени П.Ф.Кириченко

г. Гродно»

педагоги-психологи

Заместитель директора по воспитательной работе

Михальченко И.В.

8.

Участие в презентации онлайн-инструмента информационно-просветительского характера в программе индивидуальной профилактической работы и комплексной реабилитации несовершеннолетних с целью дальнейшего использования в работе с несовершеннолетними, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР) и (или) комплексная реабилитация

28.09.2023, 15:00

(в режиме онлайн)

педагоги-психологи, педагоги социальные

Заместитель директора по воспитательной работе

Михальченко И.В.

Работа с педагогами

9.

Консультации для педагогов: «Как научиться понимать и принимать подростка?»;

 «Психологические причины неуспеваемости учащихся и их предупреждение»;

 «Подросток в социальных сетях: что делать?»;

«Трудности подросткового возраста»

 

25.09.2023

14:00

02.10.2023

15:00

 

09.10.2023

14:00

16.10.2023

14:00

 

I-XI классы

 

I-XI классы

 

 

V-XI классы

 

I-XI классы

 

педагог социальный Каратченя Е.А.

педагог-психолог Рашкевич С.А

 

педагог социальный Каратченя Е.А.

педагог-психолог Рашкевич С.А.

10.

Ознакомление педагогов с алгоритмом действий по выявлению кризисных состояний «Оказание помощи при текущем парасуициде. Использование в работе педагога Примерного алгоритма действий при выявлении высокого риска суицидальных действий несовершеннолетнего в учреждении образования» (Приложения 7, 8 Методических рекомендаций по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся)

21.09.2023-21.10.2023

X-XI классы

Заместитель по ВР Михальченко И.В.,

педагог-психолог Рашкевич С.А.,

педагог социальный

Каратченя Е.А.

11.

Распространение для педагогов памяток: «Маркеры суицидального состояния»,

«Как распознать острое кризисное состояние у учащегося»,

«Что делать, если учащийся высказывает» суицидальные намерения» (с указанием службы и организации, где можно получить помощь)

21.09.2023-21.10.2023

X-XI классы

Педагог-психолог

Рашкевич С.А.

12.

Мониторинг соцсетей с целью выявления негативных явлений, участия в группах суицидальной направленности, наличия негативного контента учащихся

21.09.23-21.10.2023, далее постоянно

X-XI классы

классные руководители III-XI классов

Работа с обучающимися

13.

Проведение тематических классных часов:

- «Наша дружная семья»;

 - «Наши чувства и действия»;

- «Ценности жизни»

 

- «Старт во взрослую жизнь. Права и обязанности»

25.09.2023-30.09.2023

 

 

I-IV классы

V-VII классы

VIII-IX классы

 

X-XI классы

Педагог-психолог Рашкевич С.А.

Педагог социальные Каратченя Е.А.

классные руководители I-XI классов

14

Занятие с элементами тренинг «Искусство позитивного мышления»

30.09.2023

С обучающимися, с которыми проводится ИПР

Педагог-психолог Асадчев В.В.,

педагог социальный  Косач Е.А.

15.

Выставка рисунков «Те, кого мы так любим» (I-IV) классы

21.09.2023-21.10.2023

I-IV классы

Педагоги- организаторы Полторак А.М., Старовойтова К.В. 

16.

Внутришкольная акция «День цвета» (I-XI классы)

20.10.2023

I-XI классы

Педагоги-психологи,

педагоги- организаторы Полторак А.М., Старовойтова К.В. 

17.

Акция «Живи с позитивом», заполнение психологического забора «Завтрашний день для меня принесет…»

04.10.2023

I-XI классы

Педагоги-психологи,

педагоги- организаторы Полторак А.М., Старовойтова К.В. 

18.

Проведение диагностики с учащимися по шкале оценки риска суицида (Шорс)

21.09.2023-21.10.2023

V-XI классы

Классные руководители V-XI классов,

педагоги-психологи

Нечай Т.А.

Арико Н.С.

Асадчев В.В.

19.

Проведение социометрического исследования.

 

 

21.09.2023-21.10.2023

 

II-XI классы

Классные руководители II-XI классов,

педагоги-психологи

 

20.

Проведение диагностики в рамках изучения процесса адаптации обучающихся для обучения на новом уровне образования (I, V,X классы)

Сентябрь 2023-ноябрь 2023

I, V, X классы

Педагог-психолог

Юшкевич Я.В.

Нечай Т.А.

Асадчев В.В.

21.

Индивидуальное консультирование обучающихся направленное на изучение и коррекцию эмоциональной сферы, профилактику суицидальной а активности и аутоагресивного поведения (в случае выявления обучающихся, имеющих признаки негативного психоэмоционального состояния)

21.09.2023-21.10.2023

 

I-XI классы

Педагоги-психологи

 

Работа с родительской общественностью

22.

Проведение Родительских университетов:

«Возрастные психофизиологические особенности учащихся», «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и

культурные ценности семьи», «Портрет современного подростка»

21.09.2023-21.10.2023

IV, VII классы

VI классы

IV классы

Классные руководители (IV,VI,VII,),

 

23.

Ознакомление законных представителей с памятками посредством мессенджера «Маркеры суицидального состояния», «Что делать, если учащийся высказывает» суицидальные намерения» (с указанием службы и организации, где можно получить помощь)

21.09.2023-21.10.2023

I-XI классы

Классные руководители I-XI классы

 

 

 

свернуть

Cлужба экстренной психологической помощи

Рекомендации педагогам по распознаванию кризисных состояний у учащихся  


Кризис — это тяжёлый, болезненный период в жизни человека, причиной которого, может быть травмирующая, неприятная, неожиданно шокирующая ситуация, произошедшая независимо от воли человека.

Кризисное состояние — это внутренний процесс, который происходит в организме человека и часто сопровождается душевной болью. Кризисное состояние человека, может быть связано с потерей, неприятным открытием, событием, унижением, обидой. Более того, некоторые кризисы и состояния в них, содержат элементы объективной опасности и могут привести к глубокому депрессивному состоянию.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
  • Объективно тяжёлая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжёлое заболевание);
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха;
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства);
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

 Что делать педагогу, если он обнаружил сигналы опасности:

Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание учащемуся и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!

Обратитесь к педагогу-психологу или к другим специалистам за помощью. Свяжитесь с родителями ребёнка и поделитесь своими наблюдениями.

Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или «аутоагрессию» (то есть, агрессию, обращённую на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договорённостей.

Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учащихся на совместную деятельность и сотрудничество.

Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков ещё только формируется картина будущего, они видят или совсем отдалённое будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят учащиеся, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий.

Дать понять учащемуся, что опыт ошибок и неудач -  такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки учащегося как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность учащегося. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

РЕКОМЕНДАЦИИ

«Как вести себя с человеком, находящимся в кризисной ситуации»

 

1)не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2)не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

3)дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

4)сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

5)говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза;

6)убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

7)не предлагайте упрощенных решений;

8)дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

9)помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

10)помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

11)помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

 

свернуть

Памятки для педагогов «Как распознать острое кризисное состояние учащихся»

Что же может подсказать нам, взрослым, помочь понять, в какой момент времени ребенок столкнулся с кризисной ситуацией и уже не видит путей выхода из нее?

Сигнальный этап кризисного состояния

Изменения в поведении являются основными маркерами кризисных обстоятельств, дают знать о негативном состоянии подростка. Они позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу по заметным переменам в обычной манере поведения.

Агрессивность. Многим кризисным ситуациям предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Ребенок изо  всех сил пытается поддерживать образ своего «Я», пусть даже варварскими, на наш взгляд, способами, пробует любыми средствами сбросить внутреннее напряжение. Нередко подобное поведение оказывается призывом подростка обратить на него внимание и помочь. Однако агрессивное поведение обычно дает противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны окружающих людей. Напротив, в такой ситуации необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить помощь.

Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторониться вчерашних друзей и товарищей.

Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными и семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессивные состояния. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый разговор с человеком.

Нарушение аппетита. Отсутствие или наоборот ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести тяжелое эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые имеют свойство накапливаться. Расставание с родными, друзьями, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, конфликты могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей и семейные проблемы, то ситуация может спровоцировать тяжелые личностные переживания.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения.

Когда сдержанный, немногословный, замкнутый подросток неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, активно общаться, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

Деструктивная активность. Сюда относятся: увлечение компьютерными играми, рисунки агрессивного содержания, с темой смерти, с гробами и крестами, разговоры об убийствах, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.д. 

Что делать? Как помочь?

-Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим человек, который готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Не отталкивайте его, если он решил поделиться, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.

-Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности.

-Дайте знать, что хотите помочь, но не видите необходимости в том, что бы хранить все в секрете, так как информация может повлиять на его безопасность.

-Сохраняйте спокойствие и не осуждайте ребенка, независимо от того, что он говорит.

-Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза безопасности. Помните, подростки в большинстве случаев чувствуют даже малейшую фальшь.

-Постарайтесь узнать у подростка план действий, так как конкретный план -  это знак реальной опасности.

-Важно убедить взрослеющего человека, что есть конкретные люди, к которым можно обратиться за помощью, психолог, психотерапевт и пр. В случае,  если убеждение не подействовало, обращайтесь к специалистам самостоятельно.

Подростки – это люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах. Мотивом подлинной помощи по преодолению кризисных состояний является бескорыстное стремление взрослого к благу «запутавшегося, невыносимого и обессиленного» ребенка. Только тот, кто искренне хочет помочь, способен понять трудности такого подростка, оценить сложности его взросления и найти адекватные средства для их разрешения. Подростки охотнее воспринимают советы и руководство взрослых, если чувствуют, что их любят, ценят и принимают. Они остро нуждаются в старших, которые заботились бы о них и помогали планировать их дальнейшую жизнь. И если у них сложились такие отношения со старшими, то подростки смогут спокойно пережить грозы и бури, которые, конечно же, неминуемы в такой тревожный, полный волнений и неожиданностей кризисный период на пути в юность и взрослую жизнь.

 

свернуть

Рекомендации психолога классному руководителю по сплочению классного коллектива

 


От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.

Рекомендации:

1.Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя, чрезвычайно велик.

2. Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

3.Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.

4.На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.

5.Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

6.Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся.

7.Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.

8. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

9.Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

 

свернуть