Рекомендации педагога-психолога


 

Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников

Когда ребенку исполняется 6-7 лет, у родителей возникают вопросы: готов ли он к обучению в школе, стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет или еще годик подождать, сможет ли он учиться в школе без осложнений и какую программу обучения выбрать?

Термин «школьная зрелость» возник в связи с проблемой поступления в школу детей 6 лет. Психологи определяют школьную зрелость как такое состояние психики и организма ребенка, когда он по своим интеллектуальным, эмоциональным, социальным и физическим характеристикам способен не только успешно осваивать школьную программу, но и справляться с новым для себя режимом, спокойно и уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, а также поддерживать соответствующие отношения с окружающими.

Для успешного обучения в школе ребенок должен обладать интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Только сочетание этих трех компонентов обеспечивает успех адаптации ребенка к условиям школьного обучения.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: способность управлять своими действиями и регулировать их, выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно-следственные связи между ними, развитое логическое запоминание, овладение по слуху разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Эмоциональная зрелость характеризуется определенным уровнем эмоциональной устойчивости, низким уровнем импульсивных реакций, развитием учебной мотивации. Эмоционально зрелый ребенок способен управлять своими эмоциями, он не бросается в истерику, если чем-то расстроен или недоволен, его настроение достаточно устойчиво и стабильно, он способен скрывать свое недовольство и разочарование.

Социальная, или коммуникативная, зрелость – это, прежде всего, сформированность у ребенка потребности общаться с другими детьми и подчиняться обычаям и интересам детских групп, способность принимать на себя и выполнять роль школьника. Социально зрелый ребенок понимает и принимает правила школьной жизни, знает, как вести себя в школе, он способен подчиняться 

требованиям сложившейся ситуации. Он принимает «правила игры»: не стремиться продолжать игру, когда надо садиться за парту, и не продолжает бегать и резвиться, когда прозвенел звонок на урок.

 К сожалению, при подготовке ребенка к школе и при определении его школьной зрелости основное внимание уделяется лишь интеллектуальному уровню развития ребенка. А ведь недостаточная эмоциональная и социальная зрелость, недостаточное овладение навыками общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми могут стать одной из главных причин школьных неудач ребенка.

 Представьте себе, насколько тяжело будет в школе ребенку, который не умеет и не хочет общаться с другими детьми, стесняется учительницы, не может спросить ее, если что-то не понимает, расстраивается и опускает руки, когда не может сам решить задачку.

свернуть

Несколько рекомендаций по повышению уровня школьной готовности ребенка

При недостаточном запасе знаний важно расширить кругозор ребенка, стимулировать его интерес к окружающему миру. Чаще водите ребенка на экскурсии, в музеи, фиксируйте его внимание на том, что он видит во время прогулки. Приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях и ощущениях. Заинтересованно выслушивайте такие рассказы, даже если они односложны и сбивчивы. Проявляйте внимание к тому, что говорит ребенок, отвечайте на все его вопросы. Полезно также и самому задавать вопросы, уточнять то, что хочет сказать ребенок. Обсуждая с ребенком то, что вы видели и слышали, старайтесь получить как можно более полный и развернутый рассказ. Чаще читайте ребенку детские книжки и расспрашивайте его о содержании прочитанного.

Для повышения уровня развития мышления и речи используйте различные развивающие игры, которые вы можете найти в книгах, посвященных интеллектуальному развитию ребенка, и многочисленных детских журналах.

Для развития образных представлений большое значение имеет любая творческая деятельность ребенка (рисование, лепка, вырезание из бумаги, аппликация и т. п.).

Эти же виды деятельности полезны и для развития мелких движений руки, так необходимых для овладения письмом. Кроме того, для развития мелкой моторики можно порекомендовать вам вместе с ребенком заняться бисероплетением, нанизыванием бус. Если у ребенка есть любимая игрушка, кукла, предложите одеть ее в платье, на котором имеется множество крючков, пуговиц, кнопок. Совершая действия по их застегиванию и расстегиванию, ребенок учиться совершать точные и ловкие движения рукой.

Для развития крупных движений и совершенствования общего физического развития ребенка привлекайте его к участию в разнообразных подвижных играх дома и на прогулке, выполнению физических упражнений. Очень полезны также игры с использованием мячей различных размеров. Хорошо, если ребенок занимается каким-либо видом спорта.

При недостаточной сформированности положительного отношения к школе и учебной мотивации уделяйте большое внимание в играх и общении с ребенком элементами «школьной жизни». Рассказывайте о школе, проигрывайте ситуации уроков, поощряйте игру «в школу» с куклами и другими детьми. Не стоит требовать от ребенка строгого соблюдения в игре всех правил и атрибутов «школьной» жизни, нельзя ругать, а уж тем более наказывать его за их нарушение. Это может повлечь за собой не только нежелание в дальнейшем играть в подобные игры, но и формирование стойкого негативного отношения к обучению в школе и всему, что с ним связано.

Не стоит стараться «натренировать» ребенка на выполнение заданий, предлагаемых в тестах. Ведь важно, чтобы ребенок не просто показал хороший результат при школьном тестировании, а был действительно готов обучаться по той программе, которую вы для него выбрали. Хорошо пройденное тестирование может создать только иллюзию успеха, а неправильно выбранная программа обучения, к выполнению которой ребенок недостаточно готов, неизбежно повлечет за собой трудности при адаптации к школе.

свернуть

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников "Чтобы школа радовала…"

  1. Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и если это плохо удается – это не вина ребенка.
  3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!»
  5. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
  6. Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  7. Если видите, что ребенок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всем сам.
  8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.
  9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха. Лучшее время для приготовления уроков – с 14 до 17 часов.
  10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.
  11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребёнку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка, похвала, даже если не все получается, необходимы.
  12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  13. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  14. Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
  15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться труднее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4 – 6 недель для первоклассника, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти – в эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  16. Будьте внимательными к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учёбе.
  17. Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание – это успокаивает, снижает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний о неприятностях, о завтрашней контрольной и т. п.
  18. Верьте в ребёнка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он всё может, всего достигнет, стоит ему захотеть.
свернуть